News

Обзор ноябрьских событий, связанных с атомной энергетикой

Action against nuke waste import in Ekaterinburg June 8, 2006
Ecodefense

Опубликовано: 19/11/2007

Автор: Владимир Сливяк

1. В Нижнем Новгороде сформировано движение против строительства АЭС

В этом регионе предпринимается вторая за последние 20 лет попытка строить атомную станцию. Как следствие, наконец-то организовалась оппозиция Росатому со стороны общественных организаций. 9 ноября на Театральной площади в Нижнем прошла антиядерная акция протеста, на которой шел сбор подписей за референдум о строительстве в регионе АЭС. Акция была приурочена к очередной годовщине итальянского референдума. 8 ноября 1987 года в Италии прошло голосование, во время которого 80 % итальянцев высказалось против развития атомной энергетики. После этого были закрыты все атомные электростанции Италии.

Участники акции напомнили главе Росатома Кириенко его собственные слова о том, что АЭС не будут строиться там, где население выступает против. На сегодняшний день собрано больше 2000 подписей за проведение референдума в Нижнем, сообщает газета «Аргументы и Факты-Нижний Новогород». Вряд ли Росатом просто из-за наличия тех, кто против новой атомной, все бросит и сбежит. Но именно в этом регионе, с моей точки зрения, у общественных групп весьма высокие шансы заставить Сергея Кириенко вспомнить не только собственные слова последнего времени, но и события 1991 года. Тогда провалилась первая попытка строительства АЭС в Нижнем. Но это получится только в том случае, если организаторы нижегородской кампании смогут максимально эффективно использовать собственные ресурсы. Кампания будет жаркой и, думаю, в 2009 году атомное строительство в регионе не начнется.

2. Удивительные планы сибирских железнодорожников

Как сообщает "Континент Сибирь" (Новосибирск), с 2010-го по 2015 год будет вестись строительство Северской АЭС в Томской области, что потребует завоза по железной дороге строительных материалов и оборудования общим объемом 2390 тыс тонн. Интересно, что об официальном решении Росатома построить эту
атомную станцию пока ничего не известно. Об этих планах железнодорожников можно прочитать вот тут. Экологические группы вряд ли смирятся с таким поворотом. Впрочем, вполне вероятно, что это сообщение нужно толковать так, что железнодорожники надеятся на заказы от атомщиков. Если нет, то приходится констатитровать, что томские власти тщательно скрывают принятое решение о строительстве АЭС. Несколько лет назад в регионе была организована довольно шумная кампания против строительства АЭС. После проведения общественных слушаний о строительстве около Томска АСТ-500 — о строительстве станции на время "забыли". Сообщение от железнодорожников датировано серединой ноября.

3. Норвежцы о российских атомщиках

"Норвегия, почти полстолетия назад отказавшаяся от реализации собственных ядерных программ, тем не менее вынуждена оплачивать издержки подобных проектов в России. Соответственно, норвежские экологи не меньше российских озабочены планами строительства в Северодвинске серии плавучих АЭС", — заявила Мария Мартинуссен (Marie Sneve Martinussen), представляющая норвежскую молодежную экологическую организацию "Натюр ог Унгдом" (Natur Og Ungdom), в прямом эфире радиоканала "Поморье". Как известно, Норвегия, третьей в мире создавшая свой экспериментальный ядерный реактор (следом за США и Советским Союзом), практически сразу приняла принципиальное решение не развивать у себя атомную энергетику. Но близость российских регионов, до отказа напичканных ядерными объектами, многие из которых уже представляют серьезный риск масштабной аварии, вынуждает Норвегию тратить огромные средства на снижение этого риска. Позиция же российских атомщиков, реализующих на этом фоне все новые масштабные проекты, выглядит просто безнравственной, считает Мария Мартинуссен. (Цитируется по сообщению архангельской организации "Этас".) Ну что тут сказать… Все правильно, Мария. А то, что Норвегия до сих пор перечисляет России деньги на ядерную безопасность, учитывая нынешнее финансовое состояние России, иначе как комедией и не назовешь. Похоже на номер в цирке, где он клоун бьет другого, а тот плачет и ничего сделать не может. Норвежское правительство имеет все признаки второго клоуна. Видимо мы и вправду имеем дело с межгосударственным цирком.

4. Авария с радиоактивными отходами

В Ленинградской области во время транспортировки радиоактивных отходов из Института ядерной физики имени Константинова для захоронения в Сосновом Бору, где находится специальный комбинат по утилизации радиоактивных отходов ФГУП "Радон", произошла авария. Как сообщают "Новости Петербурга", из-за гололеда водитель не справился с управлением, и машина съехала в кювет. Специалисты, прибывшие на место аварии, удостоверились, что разгерметизации груза не произошло, радиационный фон в норме, поэтому грузовик вытащили на дорогу, и уже через несколько часов он был в пункте назначения. Кстати, по версии Росатома и прочих организаций, имеющих дело с радиоактивными веществами, в России не бывает аварий при транспортировках радиоактивных отходов.

Если из института перевозился сравнительно безобидный низкорадиоактивный груз (зараженная почва и фильтры), то из Европы в Сибирь через СПб постоянно везут захоранивать опасное вещество — отвальный гексафторид урана. Везут по Кольцевой, по оживленным магистралям, сообщают "Новости Петербурга". Конечно, этот груз едет в сопровождении ГИБДД, так что в этой ситуации возможность аварии ниже, но "ядерный кортеж" все равно от нее не застрахован. А если говорить о железной дороге, то там груз вообще находится практически без охраны: И в случае теракта или даже простой аварии, последствия могут быть катастрофическими.

5. Радиоактивный вагон

На российско-литовской границе задержан грузовой вагон, уровень радиоактивного излучения которого в 27 раз выше нормы, сообщила "Интерфаксу" на прошлой неделе пресс-секретарь Hеманской таможни (подразделение Калининградской региональной таможни) Оксана Иванова. В вагоне нашли радионуклид цезий-137 и
готовят его к отправке в Литву. Как сообщается, из Литвы на территорию Калининградской области следовал грузовой вагон с цементом. При его въезде на железнодорожную станцию "Советск" сработала стационарная система радиационного контроля "Янтарь 1Ж". При этом документы, подтверждающие наличие ионизирующего излучения, отсутствовали. Руководство Hеманской таможни приняло решение задержать вагон для проведения таможенного досмотра и экспертизы, сообщает Newsru.com. Было установлено, что источником излучения оказался радионуклид цезий-137. Поверхностное симметричное загрязнение было выявлено на вагоне в труднодоступных местах рамы в районе сцепок В настоящее время, сообщила Иванова, решается вопрос об отправке данного вагона обратно в Литву.И вот еще "пять копеек" — скорее всего, почти все используемые для ядерных материалов российские контейнеры имеют такой же радиоактивный фон или выше. А неизвестно это до сих пор лишь потому, что независимых экспертов к вагонам с подобными контейнерами не допускают. Ну а официальные эксперты молчат в тряпочку.

6. Белорусы против АЭС

В понедельник вечером, 12 ноября, появился президентский указ о некоторых мерах по строительству АЭС. Фактически этот документ означает, что решение о строительстве реактора принято окончательно. Никакого «посоветуемся с народом», обещанного несколько лет назад, не будет. Указ определил, кто будет курировать подготовительные работы энергетической стройки. В частности, в Министерстве энергетики появится специальная дирекция, которая станет заказчиком АЭС. Научное сопровождение возложили на Институт энергетических и ядерных исследований в Соснах. Функции регулирования возьмет на себя Госатомнадзор при МЧС, сообщает "Комсомольская Правда".

РИА Новости сообщает, что Белоруссия может определиться с местом площадки под строительство АЭС в середине 2008 года. В настоящее время под строительство АЭС выбирается между двумя площадками — Кукшиновской площадкой и Краснополянской площадкой (Могилевская область).

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 11 октября заявил, что Белоруссия построит у себя атомную электростанцию из-за необходимости обеспечить энергетическую безопасность страны. В общем топливно-энергетическом балансе Белоруссии доля вырабатываемой атомной электроэнергии со строительством АЭС
мощностью 2000 МВт составит 14-15%.

Социологическая лаборатория «Новак» весной этого года спросила у жителей Беларуси, одобряют ли они использование ядерной энергии. Вот результаты опроса:
32% — ответили «одобряю», 53% — ответили «не одобряю», 15% — затруднились ответить.

Кстати, совершенно неудивительно, что белорусов спрашивать никто не собирается. Лукашенко лучше знает. Если уж в России глава Росатома на каждом углу повторяет, что АЭС не будут строить без одобрения населения, а сам в тихомолку разрабатывает планы новых реакторов, то чего можно ожидать от союзного государства? Довольно интересно, будут ли белорусские граждане и дальше молчаливо потакать своему вождю или решатся заявить о несогласии.

7. Американцы все еще хотят построить украинское хранилище для ОЯТ

На прошлой неделе представители украинской компании «Энергоатом» и американской корпорации «Холтек» — победителя тендера на создание центрального хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) — знакомились на на Южно-Украинской АЭС с тем, как выглядит это самое отработавшее ядерное топливо. Это не шутка. Директор по новым проектам украинской компании Александр Рыбчук так и сказал: "обследование проводится с целью получения необходимой информации для разработки технологии отправки отработанного ядерного топлива и конструирования соответствующих устройств". Как сообщают "Бизнес-новости Николаева", в соответствии с контрактом, подписанным между «Энергоатомом» и «Холтек», ЦХОЯТ будет использоваться для хранения отработанных топливных сборок Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС (отработанные кассеты Запорожской АЭС уже сейчас хранится в сухом хранилище ОЯТ, построенном на площадке атомной станции). ЦХОЯТ, предположительно, расположится в районе Чернобыльской АЭС. (где же еще?)

Главный инженер представительства «Холтек» в Украине Олег Севастюк заявил, что проектируемое хранилище сможет принимать отработавшее топливо как российского производства (сегодня оно используется на всех отечественных АЭС), так и американского (6 тепловыделяющих сборок фирмы «Westinghouse» третий год находятся в опытной эксплуатации на энергоблоке №3 ЮУ АЭС). Как уже неоднократно заявлялось, главный аргумент для создания украинского ЦХОЯТ — сокращение
затрат на транспортировку и хранение этих ядерных отходов в России. На самом деле было бы просто здорово наконец-то прекратить отправлять это "добро" на Урал и в Сибирь. Украиснкие атомщики уже несколько лет говорят о том, что вот-вот перестанут. Только как-то уж слишком медленно все это происходит. Пошевелите вы этих американцев что-ли.

8. Росатом с планом строительства АЭС сам не справится. Но есть "Сименс".

Компания "Сименс" (Siemens) будет участвовать в строительстве новых АЭС в России, о чем говорится в подписанном на прошлой неделе между Siemens и Федеральным агентством по атомной энергии меморандуме, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. Как сообщила пресс-служба российского атомного ведомства, меморандум, под которым поставили подписи глава Росатома Сергей Кириенко и член правления Siemens AG Руди Лампрех, "выражает намерение двух сторон сотрудничать в сфере развития энергетического сектора и атомной генерации". Тем самым, сообщили в Росатоме, "может быть достигнута цель интеграции технологических разработок других государств в российские проекты". В дальнейшем возможно обеспечение воспроизводства разработок зарубежных компаний на российских предприятиях.

Стоит отметить, что единственный в истории пример "интеграции" западных и российских (т.е. советстких) технологий случился во время строительства АЭС Темелин в Чехии. Тогда, в результате приглашения американских атомщиков достраивать станцию вслед за советскими специалистами, это привело к превышению бюджета на полмиллиарда долларов, двухлетней задержке и банкротству компании-строителя. Это они только первый блок так лихо достраивали. Подробно останавливаться на чудовищных по масштабам утечках радиоактивной воды и прочих авариях, которые в изобилии происходят в Темелине, не будем. На регулярных правительственных нотах протеста по этому поводу из соседней Австрии в адрес Чехии тоже не остановимся. Просто отметим, что случай "интеграции" в истории уже был.

Многие эксперты утверждали, что построить десятки реакторов, как это заявлено в планах Росатома, до 2030 года невозможно. И одна из причин — недостаток производительных мощностей. Теперь видно как именно атомщики пытаются решить эту проблему. Да только контрольные приборы от "Сименса" тут навряд ли помогут (их кстати и раньше поставляли, только без меморандума). Вот если немцы начнут делать корпуса реакторов ВВЭР, это будет чрезвычайно интересно. Только в это почему-то не верится. Как американцы достраивали советсткие реакторы мы уже видели, а вот немцев в деле, так чтоб по-серьезному, еще не пробовали. Интереснейший эксперимент может получиться.