News

Участники экологического лагеря отремонтировали квадратный километр авандюны за пять дней

ntv.ru

Опубликовано: 09/08/2007

Автор: Галина Рагузина

9 августа завершил свою работу международный молодежный экологический лагерь «Я спасу Куршскую косу» в Калининградской области, организованный группой «Экозащита». 35 российских и польских школьников от 12 до 18 лет и 10 взрослых восстановили тысячу квадратных метров авандюны на одном из самых аварийных участков косы в районе поселка Лесное.

«Такой лагерь был первым, однако нам помог опыт экологических десантов по укреплению авандюны, которые мы проводим уже почти пять лет», — говорит Александра Королева, сопредседатель группы «Экозащита».

Экологи основательно подготовились к работе, подняли архивы в национальном парке и разработали инструкцию по восстановлению авандюны.

«За пять дней школьники, никогда раньше не делавшие такой работы, стали почти профессионалами, они научились выполнять все виды необходимых действий, работать в слаженной команде. И, что самое главное, они очень гордились своей работой, потому что понимали ее важность», — добавляет Королева.

Зачем нужна авандюна?
Авандюна – рукотворный пляжевый вал, более 200 лет назад защитивший Куршскую косу от песчаной катастрофы. К 15 веку военные действия и вырубка леса на этой узкой полоске суши привели к появлению кочующих, или подвижных, дюн: оголенные пески, лишившиеся покрывавшей их растительности, начали движение в сторону Куршского залива, туда, куда гнал песок ветер с моря. За несколько столетий дюны похоронили под собой 14 поселков, угрожали исчезновением проходившей через косу дороге и, наконец, Мемельскому (Клайпедскому) порту. И тогда обеспокоенное клайпедское купечество объявило конкурс на лучшее решение проблемы песчаной катастрофы на косе.

По простому и гениальному предложению профессора Виттенбергского университета Тициуса – «вернуть косе ее зеленое убранство» — в начале 19 века на косе начались работы по укреплению и озеленению подвижных дюн, а также работы по созданию защитного пляжевого вала, ловушки для морского песка. Создание авандюны началось в 1805 году: в 50 метрах от уреза воды сооружались два параллельных хворостяных плетня; когда они засыпались песком, над ними устанавливался следующий ряд плетней. Сформированный таким образом песчаный вал укрывался хворостяными клетками — фашинами — и усеивался семенами песколюбивых растений; наконец, на подветренной стороне авандюны высаживался лес. Авандюна вдоль всего морского побережья косы, составляющего 100 километров, была возведена за 100 лет.

Авандюна нуждается в постоянном ремонте, поскольку через разрушенные участки, называемые ветровыми воротами, выброшенный морем песок мгновенно устремляется в лес. В довоенное время, с 1903 года, на косе существовала специальная служба, которая формировала из местных жителей — в основном жен рыбаков — бригады по ремонту авандюны. Сейчас, по мнению специалистов по берегозащите, около 70% авандюны на российской части косы разрушено морскими штормами и ногами отдыхающих и требует восстановления. В созданном в 1987 году национальном парке «Куршская коса» с этой работой справляются с трудом: недостает рабочих рук и нет опыта работы с местным населением.

Ты можешь спасти косу!

Калининградские экологи предлагают возродить традицию вовлечения в работу по воссозданию авандюны местных жителей. Перед экологическим лагерем, организованным в рамках международного проекта «Природе — заботу, молодежи —работу!», который выполняется общественными организациями «Экозащита» (Калининград) и «Экоинициатива» (Польша), стояли две задачи: отремонтировать приличный участок авандюны и подготовить бригаду, способную работать в национальном парке.

«Жаль только, что администрация национального парка не оценила наших возможностей, — говорит Королева. — Во всяком случае, хвороста, который был заготовлен для нашей работы, хватило на три дня, а далее нам пришлось его и заготавливать самим. Это разрушало ритм работы, слегка деморализовало и создавало впечатление, что в парке недостаточно понимают ценность и необходимость этой работы».

А между тем, по практическим результатам работы лагеря выяснилось, что сменные бригады подростков по 35 человек, работая в соответствии с существующим законодательством по 4 часа в день пять дней в неделю, укрепили бы всю российскую часть морского побережья косы за 250 дней!

Сейчас главными врагами авандюны являются ветер, море и люди. Природные стихии едва ли возможно усмирить, а людям явно не хватает информации: большинство отдыхающих, как приезжих, так и местных, не осведомлены о происхождении, назначении и хрупкости песчаного вала, который они с легкостью преодолевают там, где им удобнее выйти к морю. Просвещение туристов — дело национального парка, но участники лагеря, осознавшие роль авандюны для сохранения Куршской косы, спешили поделиться своими знаниями с отдыхающими, тем более что во время работы к ребятам то и дело подходили люди и спрашивали, чем они занимаются.

«Авандюна — не горка, хочешь кататься — поезжай в Швейцарию», «Хворост не для костра, а для укрепления авандюны» — такие нарисованные участниками лагеря плакаты, призывающие беречь защитный вал и разъясняющие, почему это необходимо делать, появились на пляже, променаде, в публичных местах поселка, на турбазах.

Жизнь лагеря была сбалансирована самым наилучшим образом: до обеда — работа, после обеда — занятия в группах, активный и пассивный отдых. В результате успели не только освоить мастерство укрепления авандюны, но и отметить национальные дни Польши и России, а также день коренных народов Куршской косы, устроить конкурс скульптур из песка, организовать поиск клада, поиграть в самые разнообразные игры, искупаться в море, позагорать, подружиться, насмеяться до упаду, написать себе письмо, которое нужно будет вскрыть через две недели после окончания лагеря, установить правила лагеря и сочинить свой гимн:

… Я укреплю, я сохраню
Дюнные гряды вдоль моря.
Солнце, песок, сосны и я,
Справа и слева друзья…

Молодые спасатели косы готовы приехать в лагерь в следующем году, причем, по их мнению, оптимальный срок работы такого лагеря — две недели. Для того чтобы это произошло, важно, чтобы необходимость такого сотрудничества с местной молодежью и общественными организациями была глубоко осознана администрацией национального парка.