Губа Андреева – время предотвратить катастрофу

bodytextimage_andreeva_rad_map.jpg Photo: nrpa.no

Позиция и предложения «Беллоны»

Позиция «Беллоны» в отношении того, что происходит в губе Андреевой, заключается в следующем:

При бездействии и халатности должностных лиц различного уровня в Андреевой губе создано чрезвычайно опасное хранилище, в котором контролировать состояние отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), а следовательно управлять процессом и обеспечивать ядерную и радиационную безопасность, – практически невозможно.

Аналогов подобным хранилищам ОЯТ с такими проблемами безопасности в мире не существует.

Время (25 лет) и деньги были потрачены на конференции, обсуждения, строительство в губе Андреевой заборов и других косметических объектов. Сейчас определить, сколько еще осталось времени в запасе до полного разрушения топлива и возникновения ситуации, о которой говорят ученые, никто не может. Ученые впервые открыто предупреждают, что возможно возникновение самопроизвольной цепной реакции и в случае её возникновения, все содержимое чехла будет выброшено из ячейки, что приведет к сильному радиационному загрязнению не только блоков, но и окружающей территории.

По оценкам Росатома (см. Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС)), такую ситуацию можно рассматривать как «запроектную» аварию, при которой максимальная ожидаемая эффективная доза облучения населения при наихудших погодных условиях на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – 100 м – не превысит за первый год после аварии уровень 40 мЗв, т.е. уровень, всего в два раза превышающий установленную норму.

По мнению «Беллоны», эти расчеты недопустимо оптимистичны. Нет никаких гарантий того, что взрыв в одной ячейке не спровоцирует взрывы в соседних ячейках. И если вышеприведенные параметры загрязнения рассчитывались Росатомом исходя из мощности взрыва, то тогда эти параметры необходимо умножить как минимум на 3059 (количество чехлов, хранящихся в емкостях). Это означает, что граница СЗЗ и доза облучения будет в несколько тысяч раз больше, чем указано в ОВОС, поскольку в результате взрыва будет выброшено около 20 млн. кюри.

По оценкам «Беллоны», ситуация остается неуправляемой, поскольку процессы, происходящие в блоках сухого хранения (БСХ) отработавшего ядерного топлива не возможно контролировать по причине того, что доступа к ОЯТ нет, следовательно состояние его не известно, степень разрушения не прогнозируема. С учетом того, что большинство ОЯТ находиться в БСХ около 25 лет, запас прочности, а, следовательно, и времени до его полного разрушения определить практически не возможно.

«Беллоне» не известно, какие исследования были проведены с целью определения уровня опасности и запаса времени, в течение которого ситуацию можно попытаться еще взять под контроль. По нашему мнению, необходимо выполнить моделирование ситуации, для установления динамики процесса, происходящего внутри емкостей, и определить степень угрозы. Необходимо рассчитать время, которым мы располагаем, чтобы спланировать необходимые работы и посмотреть, укладывается ли предложенный проект в это время. В обратном случае необходимо предложить иной, более краткосрочный проект.

«Беллона» предлагает изучить возможность откачки воды из БСХ, а также использовать поглотители нейтронов. Это может на какое-то время упростить ситуацию.

«Беллона» полагает, что проект по выгрузке отработавшего ядерного топлива из БСХ, представленный Росатомом, носит долговременный коммерческий характер и не направлен на срочное приведение топлива в безопасное состояние. В результате того, что при разработке проекта не было проведено тендера на его исполнение, у «Беллоны» нет уверенности в том, что представленный вариант проекта является наиболее рациональным и безопасным.

«Беллона» считает, что в проекте Росатома по выгрузке и вывозу ОЯТ не представлена информация и не отображены следующие главные операции и действия:

  • в проекте нет ясности, как будут извлекаться из ячеек полуразрушенные чехлы с ОТВС;
  • как будет предотвращено «просыпание» ядерного топлива;
  • как будет предотвращено образование гомогенной смеси, о которой предупреждают ученые;
  • нет ясности, как и куда, будет помещено поврежденное топливо, которого в БСХ большинство в проекте не отображено готовность структуры по обращению с аварийным отработавшим ядерным топливом за пределами губы Андреевой (контейнеры, транспортные средства, хранилища и т.д.);
  • в проекте не отображено готовности нормативно-технической документации и законодательной базы для проведения это операции.

По мнению Росатома в губе Андреевой необходимо строить новый комплекс по обращению с радиоактивными отходами.

«Беллона» полагает, что такое решение ошибочное по указанным выше причинам.

По оценкам «Беллоны» сложившаяся ситуация в Андреевой губе является беспрецедентной, поскольку в мире нет аналогов подобного хранения ядерного топлива и подобной схемы бесконтрольности за его состоянием.

Ввиду сложности проекта и чрезвычайной его опасности «Беллона» в дальнейшем намерена:

  1. Обратиться к Президенту РФ, который в соответствии с Федеральным Законом «Об использовании атомной энергии» принимает решения по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии с требованием взять ядерно-опасную ситуацию в губе Андреевой под свой контроль и предпринять меры для её разрешения.
  2. Настаивать на активизации действий России и международного сообщества по приведению губы Андреевой в безопасное состояние.
  3. Оценить возможности для подготовки исков в суд по фактам ситуации, сложившейся в губе Андреевой.

Предисловие

В 1995 году «Беллона» подготовила доклад «Северный флот – потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона», в котором впервые опубликовала данные по экологической ситуации в береговой технической базе в губе Андреевой. В то время вся информация по береговой технической базе (БТБ) в губе Андреевой была засекречена и многие данные, приведенные «Беллоной», в докладе были не достаточно точными. Но, несмотря на это, еще тогда, 12 лет назад, было ясно, что Андреева губа представляет собой бомбу замедленного действия. Даже для тогдашнего губернатора Мурманской области Комарова данные по Андреевой губе, опубликованные «Беллоной», оказались большой неожиданностью. Препятствием для начала работ по приведению БТБ в безопасное состояние было то, что база принадлежала военно-морскому флоту, и допуск на её территорию гражданского персонала был полностью закрыт. Правительство РФ признало важность и опасность проблем, накопившихся на БТБ губы Андреевой, и в своем постановлении от 28.05.1998 года № 518 указало, что должна быть проведена экологическая реабилитация бывшей береговой технической базы ВМФ.

Прошло пять лет после публикации «Беллоны», и два года после выхода выше указанного постановления, прежде чем последовало распоряжение Правительства РФ от 09.02. 2000 года № 220-р, в соответствии с которым губа Андреева была передана в ведение Минатома (в настоящее время Росатома). Для выполнения работ по подготовке и практической работы на объектах БТБ была создана новая специальная структура – Федеральное государственное унитарное предприятие «Северное предприятие по обращению с радиоактивными отходами» ФГУП «СевРАО» (г. Мурманск) и филиал № 1 ФГУП «СевРАО» в ЗАТО г. Заозерск (для работ на БТБ в губе Андреева). Губу Андрееву открыли для иностранных инвесторов. Готовность участвовать в проекте по экологической реабилитации бывшей береговой технической базы ВМФ выразили Великобритания, Норвегия и Швеция.

В представленном документе «Беллона» анализирует экологическую ситуацию в губе Андреевой в настоящее время, излагает свою позицию по принятым техническим, технологическим и экономическим решениям и дает оценку тому, что сделано для приведения БТБ в безопасное состояние в течении прошедших 12 лет.

1. Экологическая ситуация

За прошедшие 12 лет после публикации доклада о ситуации в губе Андреевой, «Беллоне» не было представлено ни одной возможности посетить береговую техническую базу (БТБ) в Андреевой губе. Поэтому данные по экологической ситуации в Андреевой губе, мы приводим на основании информации полученной из различных источников, в том числе по результатам мониторинга проведенного НИКИЭТ, ИБРАЭ и РНЦ «Курчатовский институт» в 2004 и 2006гг., а также по данным, приведенным «Росатомом» во время общественных слушаний в октябре 2006 года.

Мониторинг по обследованию БТБ был выполнен при финансовой помощи Норвежского агентства по радиационной защите.


1.1. Количество радиоактивных отходов (ОЯТ, ТРО и ЖРО), хранящихся на БТБ в губе Андреева

Место хранения

Количество чехлов, шт.

Количество ОТВС, шт.

Емкость 2А

Емкость 2Б

Емкость 3А

900

1 021

1 138

6 300

7 147

7 966

Всего

3 059

21 413

Контейнеры

тип 6 (42 шт.)

294

Контейнеры других типов

40

280

Итого:

3 098

21 987

Масса ОЯТ, (т)

~ 32

Таблица 1: Количество ОЯТ.

Место хранения

Количество стержней, шт.

Емкость 2Б (без чехлов)

500

Емкость 2Б (в нештатных чехлах)

320

Сооружение 7А

112

Итого

932

Таблица 2: ТРО высокоактивные (приводы СУЗ).

Наименование

ЖРО

ТРО

Количество первичных РАО, м3

2 650

17 550

Количество вторичных РАО, м3

46 340

7 890

Всего, м3

48 990

25 440

Таблица 3: ЖРО и ТРО (низкоактивные).

Общая активность указанных выше РАО и ОЯТ по оценкам специалистов равна около 1018 Бк., или 27 млн.Кюри (например, суммарная активность выброса во время Чернобыльской аварии составила около 50 млн. Кюри).

1.2. Радиологическое состояние строений, территории и акватории в губе Андреева

Из-за негерметичности зданий и сооружений, загрязнение окружающей среды происходит за счет миграции радиоактивных веществ в грунтовые воды и атмосферный воздух. Наиболее загрязненными объектами являются бывшее хранилище ОЯТ (здание 5), баки сухого хранилища (емкости 2А, 2Б и 3А) и территория вокруг них, хранилище ТРО (здание 7 (7А, 7Б, 7Е, 7Г)) и хранилище ЖРО (здание 6).

На рисунке 1 приведена картограмма гамма-поля территории и акватории в губе Андреева, которая составлена по данным мониторинга выполненного в 2006 году.

Здание 5

bodytextimage_fuel_andreeva.jpg

–>

Источники

При подготовке этого документа использованы следующие источники:

  1. «Атомная энергия», т.101, вып.1, июль 2006
  2. Материалы общественных слушаний по экологической реабилитации губы Андреевой, г. Мурманск, октябрь 2006 г.
  3. «Северный флот – потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона», доклад объединения «Беллона», 1996 г.