News

Атомная энергетика ― рецидив холодной войны

Bodrov

Опубликовано: 05/06/2007

Автор: Илья Бруштейн

15 ― 16 мая в Бонне проходила встреча «Гражданской Восьмёрки», в которой приняли участие представители ведущих общественных организаций основных промышленно развитых государств мира. По традиции, заложенной в прошлом году перед санкт-петербургским саммитом «Большой Восьмёрки», деятели общественного движения готовят свои предложения для глав государств и правительств. И в нынешнем, и в прошлом году в этом мероприятии принимал участие председатель Совета общественной благотворительной экологической организации «Зелёный мир» из города Сосновый Бор Ленинградской области Олег Бодров. Своими впечатлениями он поделился с нашим корреспондентом.

― Олег, какие проблемы обсуждались на встрече международной общественности в Бонне? Как они перекликаются в темами саммита «Большого Восьмёрки», который пройдёт с шестого по восьмоё июня в немецком городке Хайлигендамме ?
― Я принимал участие в работе энергетической секции, в которой от России участвовали также представители Гринписа, Всемирного Фонда охраны дикой природы и алтайской общественной организации «Алтай ― 21 век». Главной темой энергетической секции была проблема глобального потепления(«парникового эффекта») и негативного влияния человеческой деятельности на мировой климат. Много говорили на боннской встрече и об атомной энергетике…

― Для Вашей организации, которая располагается в Сосновом Бору, в городе Ленинградской атомной электростанции, вероятно, проблемы атомной энергетики являются наиболее важными…
― Да, наша организация является принципиальным противником атомной энергетики. И меня как руководителя «Зелёного мира» очень радует, что практически все участники энергетической секции поддержали нашу позицию. Атомная энергетика опасна, в первую очередь, из-за нерешенных проблем захоронения и переработки атомных отходов. В этом были едины все участники «Гражданской Восьмёрки». Накопление всё большего количества отработанного ядерного топлива ― это преступление перед грядущими поколениями, это бомба замедленного действия. Конечно, ни один человек не может предугадать развитие человеческой цивилизации на десятилетия и столетия вперёд, но я глубоко уверен в том, что проблема ядерных отходов не будет решена ни в обозримой, ни в долгосрочной перспективе.

Единственный разумный выход ― это отказ от атомной энергетики и рациональное использование возобновляемых источников энергии(солнечная, ветровая, геотермальная энергетика, использование биологического топлива, развитие малых безплотинных гидроэлектростанций). Важно также обращать внимание на энергосберегающие технологии, и ,разумеется, изменить образ жизни людей. Транжирство энергетических ресурсов ― это тупиковый путь для человечества. Недаром, в развитых западных странах многие люди отказываются от личного автотранспорта или резко ограничивают его использование, отказываются от лишних полётов…

― Какие конкретные предложения были высказаны на встрече «Гражданской Восьмёрки»?
― Надо сказать, что требования «Гражданской восьмёрки» в энергетической сфере полностью совпадают с нашей позицией, заявленной на аналогичной встрече в прошлом году. Мы требуем свернуть программы строительства новых и продления эксплуатации действующих атомных энергоблоков, прекратить все возможные виды государственного субсидирования ядерной энергетики и направить освободившиеся ресурсы для продвижения возобновляемых энергоисточников и энергоэффективности. Мы также считаем необходимым прекратить переработку радиоактивных отходов.

― Какие меры предлагали участники встречи по борьбе с «парниковым эффектом»?
― Одной из важнейших мер по предотвращению «парникового эффекта» и глобального изменения климата является сохранение биологического разнообразия на нашей планете, сохранение «зелёных лёгких» земли. И в этой связи, конечно же, вызывает большую тревогу ситуация, сложившаяся в России. С 1 января 2007 года в нашей стране фактически ликвидированы институты государственной и общественной экологической экспертизы. В результате разрушен механизм превентивной оценки экологической безопасности любого проекта. Граждане России лишены возможности участия в принятии экологически значимых для них решений. Нарушены основные права человека. Об этом много говорили российские участники «Гражданской Восьмёрки».

Сняты ограничения на хозяйственную деятельность в национальных парках и других особо охраняемых природных территориях; наносится ущерб районам, подпадающим под действие различных международных конвенций и соглашений. В качестве примеров можно указать начало строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по берегу озера Байкал, приостановленное только после того, как по многим регионам прокатилась волна массовых акций протеста населения. Из того же ряда экологически опасных проектов предполагаемое в настоящее время строительство газопровода «Алтай» через природный парк «плато Укок». А как можно оценить планируемое строительство спортивных и туристических объектов на территории Сочинского национального парка?

Мне думается ― и с этим были согласны все участники нашей встречи ― что главной мерой по борьбе с парниковым эффектом и климатическими изменениями является разумная природоохранная политика. Например, одной из важнейших задач организации «Зелёный мир» является борьба за сохранение и развитие заказника «Кургальский», расположенного в 125 километрах к западу от Санкт ― Петербурга, на границе с Эстонией. Этой особо охраняемой природной территории наносится серьёзный ущерб из ― за расширения расположенного по соседству с заказником Усть ― Лужского порта. А ведь на Кургальском полуострове наблюдается наибольшее разнообразие биологических видов в пределах Ленинградской области. Здесь встречаются медведи, волки, лисицы, кабаны, лоси, хори… На близлежащих к полуострову островах обитают северные тюлени и кольчатая нерпа. На Кургальском полуострове гнездятся многие редких виды птиц: орлан ― белохвост, турпан, гага… О какой природоохранной и климатической политике можно говорить, если при определении промышленной политики не учитывается воздействие на окружающую среду.

― Рассматривались ли на «Гражданской Восьмёрке» вопросы применения энергосберегающих технологий?
― Да, конечно. Интересный доклад на эту тему прочитал координатор Гринписа России по энергетической политике Владимир Чупров. Основное внимание он уделил возможностям реконструкции российских тепловых электростанций, повышению эффективности использования тепла для производства энергии. Реконструкция может позволить производить на действующих российских ТЭЦ в полтора ― два раза больше энергии, чем это происходит в настоящее время. Вот по этому пути и надо идти, вместо того, чтобы строить новые атомные энергоблоки.

― Олег, как Вы считаете, почему всё ― таки российское руководство так стремится развивать атомную энергетику ?
― Мне думается, дело в том, что атомная энергетика и в России, и в США теснейшим образом связана с военно ― промышленным комплексом. Т.е. атомная энергетика ― это рецидив холодной войны, времени гонки вооружений. На самом деле, никакого «мирного атома» просто не существует. Гражданские и военные атомные технологии переплетены теснейшим образом. Вот поэтому атомной энергетике и уделяется такое значение. На самом деле, атомная энергетика не только экологически опасна, но и экономически весьма неэффективна. Она может развиваться только благодаря мощному государственному субвенционированию.