News

Иркутские власти ещё год хотят отравлять Байкал

Опубликовано: 25/05/2007

Автор: Илья Бруштейн

В начале мая власти Иркутской области решили обратиться в Министерство природных ресурсов Российской Федерации с ходатайством о переносе на год сроков перепрофилирования ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат». Решение было принято на заседании координационного Совета по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о природопользовании при губернаторе Иркутской области. Таким образом, губительная деятельность Байкальского ЦБК продлится как минимум ещё год.

Причина задержки ― бездействие властей
Сроки перепрофилирования Байкальского ЦБК пришлось отложить как минимум на год, потому что канализационные очистные системы города Байкальска не будут готовы к первому июля ― дате, предусмотренной прежней правительственной программой перепрофилирования целлюлозно – бумажного комбината. Предполагается перевод предприятия на замкнутый водооборот. Комбинат выполнил свои обязательства и запланировал пробный пуск системы на 26 июня. Запустить замкнутый цикл отдельно от канализационных очистных сооружений(КОС) города Байкальска бумажники не могут, поскольку все хозяйственно – бытовые стоки города проходят через очистные сооружения ЦБК.

Руководитель департамента градостроительной политики и дорожного хозяйства администрации Иркутской области Рита Низамова сообщила 4 мая на заседании координационного Совета по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о природопользовании при губернаторе Иркутской области, что для завершения строительства в 2007 году не хватает 66,2 миллиона рублей. Всего для строительства КОС Байкальска необходимо 363,7 миллиона рублей. Кроме того, подчеркнула Низамова, в смете не были предусмотрены 62,5 миллиона рублей для приобретения биореактивов и насосов для КОС. На их доставку и установку уйдет десять месяцев, поэтому срок перепрофилирования в любом случае будет сорван.

Известная русская пословица «обещанного три года ждут» явно не отражает ситуацию вокруг Байкальского целлюлозно – бумажного комбината. Предприятие было запущено в 1966 году и является основным загрязнителем воды озера Байкал — крупнейшего в мире резервуара питьевой воды. Борьба за перепрофилирование или закрытие ЦБК стала отправной точкой советского экологического движения. Кстати, решение Совета министров СССР о перепрофилировании предприятия и прекращении сброса им сточных вод в озеро было принято ещё в 1987 году. Двадцать лет ожидания, невыполненных обещаний чиновников и бизнесменов… «Если ждали двадцать лет, то можно подождать ещё год», возможно, скажет кто – нибудь из читателей… Но где гарантия, что очередная задержка окажется последней?

В июне областное Законодательное собрание Иркутской области предположительно обсудит вопрос о выделении дополнительных средств на сооружение очистных сооружений в городе Байкальске и покупку необходимого оборудования. Областные депутаты ссылаются на то, что деньги должны были прийти из федерального центра, но необходимые средства так и не поступили… Кстати, летом этого года проблема с ЦБК вновь будет обсуждаться на сессии Комитета Всемирного наследия. Российской делегации придется оправдываться, придумывать «объективные причины» невыполнения Россией своих международных обязательств…

Равнодушие властей и эгоизм бизнесменов
1 июля 2007 года истекает срок разрешения на сброс целлюлозно – бумажным комбинатом сточных вод в озеро Байкал. Генеральный директор управляющей компании «Континенталь менеджмент», которой принадлежит предприятие, Андрей Волошин уверен, что разрешение будет продлено. А как же иначе? Без сброса сточных вод комбинат просто остановится. Возможность закрытия комбината ни в Москве, ни в Иркутске даже не обсуждается. А ведь Байкал ― это один из национальных символов России. Если так позволено обращаться с великим Байкалом, то что же говорить о безвестных озерах и речках, родниках и дубравах, у которых нет байкальской славы, которые не отнесены к «всемирному наследию ЮНЕСКО», судьбой которых никогда не заинтересуются высокопоставленные политики?

Нынешняя ситуация со срывом сроков реконструкции ЦБК является, в первую очередь, результатом бездействия иркутских властей, однако и к собственникам комбината возникает немало вопросов. После того, как в 2002 году контроль над объектом перешёл к компании «Континенталь Менеджмент», некогда прибыльное предприятие, на налоги которого живет город Байкальск, село на мель. Эта ситуация не осталась незамеченной и международными экспертами. В отчёте контрольной миссии Международного Банка реконструкции и развития, побывавшей в Байкальске в декабре 2004 года, отмечается: «…Управляющая компания Байкальского ЦБК «Континенталь Менеджмент» продолжает практику установления низких отпускных цен на целлюлозу, формируя таким образом центр накопления прибыли в другом филиале».

В том же отчёте эксперты Международного банка выдвигают прямые обвинения в
адрес нового руководства ЦБК: «В 2001-2003 годах экологические показатели работы комбината имели положительную тенденцию, которая привела к существенному сокращению валовых и удельных сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. В 2004 году положительная тенденция была прервана. «…» Миссия полагает, что приостановка положительной тенденции объясняется недостаточным финансированием предприятием природоохранных мероприятий. Следует отметить, что производство беленой целлюлозы на комбинате не было полностью прекращено, несмотря на данные ранее обязательства»

За прошедшие два с половиной года после публикации доклада ситуация на комбинате не изменилась. По данным информационного агентства «SATCOR.RU» руководству ЦБК удалось наладить схему поставки целлюлозы своей же оффшорной компании «Kensington Securities and Investments Ltd.», зарегистрированной на Виргинских островах. Поставки в оффшор производятся по ценам на 40–50 % ниже среднемировых. Поэтому истинная прибыль у акционеров ЦБК возникает уже там, за границей, при перепродаже целлюлозы по реальным рыночным ценам.

Создаётся впечатление, что руководители ЦБК не заинтересованы в эффективной высокоприбыльной и «прозрачной» работе предприятия, в осуществлении природоохранных мер. По итогам 2006 года официальная чистая прибыль ЦБК составила всего лишь менее одного миллиона рублей, хотя ещё в 2001 году, до прихода на комбинат «Континенталь Менеджмент», она составляла 48 миллионов рублей…

А Васька слушает, да ест…
Весьма жесткие критические публикации о ситуации с ЦБК и загрязнением Байкала регулярно публикует «Российская газета», центральный печатный орган Правительства Российской Федерации. Можно, конечно, рассматривать этот факт как проявление свободы слова, однако отсутствие какой – либо реакции на приведённые газетой факты и выдвигаемые ею обвинения, не может не разочаровывать… Неужели даже журналисты «Российской газеты» не могут в наши дни докричаться до кремлёвских кабинетов и офисов топ-менеджеров? Или они не ставят перед собой такой задачи, а просто «выпускают пар» общественного недовольства?

В ноябре 2006 года в «Российской газете» была опубликована беседа обозревателя издания Анатолия Юркова с заместителем руководителя департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды, доктором биологических наук Амирханом Амирхановым. В этой беседе высокопоставленный министерский чиновник выдвинул серьёзные претензии в адрес нынешнего руководства ЦБК. В частности, именно руководство ЦБК Амирханов обвиняет в нежелании реализовывать правительственную программу и устанавливать современные системы водоочистки: «Вот сетевой график работ. В нем все сроки сорваны – и в первом квартале, и во втором, и в третьем. Управляющая компания своими управленческими играми фактически сорвала важные договоренности с Всемирным Банком, которые были заключены с помощью президента РФ. ВБ приостановил финансирование реконструкции». В той же беседе Амирханов обсуждает ситуацию с ядовитыми отходами: «…А сами отходы. Те, что в прудах–отстойниках выпадают в твердый осадок. И остаются после выпарки влаги. Их уже скопилось на комбинате многие тысячи (если не миллионы) тонн, их пора вывозить за пределы особой байкальской зоны, а они лежат, заражают округу, прорвут огораживающую их ограду и повалят в озеро…»

В марте 2007 года обозреватель «РГ» вновь помещает на страницах правительственного издания обширный материал о ситуации вокруг ЦБК и с грустью отмечает, что после беседы с Амирхановым никакой реакции от руководства комбината не последовало. Получается, как в известной басне Крылова: «А Васька слушает, да ест…» Можно ли в этой ситуации рассчитывать, что ответственные лица в государственных органах и бизнес – сообществе сдержат свои обещания? Сколько лет ещё будет продолжаться отравление Байкала?

Хочется напомнить, что статья 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определяет ответственность юридических и физических лиц за ущерб окружающей среде: "Юридические и физические лица, причиняющие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, должны возместить ее в полном объеме…" А кто ответит за издевательство над Байкалом и возместит причинённый ущерб?

Комментарий юриста "Беллоны" Нины Поправко:

Уместно также вспомнить, что в соответствии с нормой ст. 5 Федерального закона  от 01.05.99г. № 94 -ФЗ,  «в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности».  Видимо, природоохранной прокуратуре необходимо внимательнее  следить за соблюдением действующего законодательства.