News

Участники «Марша несогласных» идут в суды

Опубликовано: 20/04/2007

Автор: Вера Пономарева

Сегодня в офисе петербургского отделения партии «Яблоко» юристы оказывали правовую помощь пострадавшим на «Марше несогласных». По словам организаторов акции, на «горячую линию» обратились уже сотни избитых и задержанных граждан. Между тем, представители власти в публичных выступлениях отказываются признать грубейшие нарушения, допущенные правоохранительными органами.

Задержанные после митинга, прошедшего в воскресенье на Пионеркой площади, обвиняются в участии в незаконном шествии, а также в сопротивлении властям. Первое согласно статье 20.2 Кодекса об административных нарушениях наказывается штрафом, за сопротивление можно получить до 15 суток ареста.

«Эти люди не совершили никаких правонарушений, они просто мирно собирались. Но ОМОН стал бить и задерживать всех без разбора», – говорит юрист «Беллоны» Ольга Кривонос.

Большинство из них намерено защищать свою невиновность в суде, а также обращаться в прокуратуру с заявлениями о побоях.

Среди сотен избитых омоновцами оказалась Ольга Цепилова, заместитель председателя фракции «Зеленая Россия» в партии «Яблоко», кандидат социологических наук, сотрудник Социологического института РАН. Она попыталась помочь пожилой женщине, сбитой на землю полицейской дубинкой, и тут же сама получила удар. В настоящий момент Цепилова находится в Мариинской больнице с диагнозом «сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, перелом костей носа, обширная гематома лица».

[picture1]

Вчера петербургское отделение Объединенного гражданского фронта распространило аудиозапись переговоров между сотрудниками ОМОНа после митинга. Запись свидетельствует о том, что именно руководители милицейской операции спровоцировали избиение мирных граждан.

Вот некоторые фрагменты разговора: «Я в зоне один, я “Алтай”! Всю группу, которая у вокзала, всех задерживаем, которые на проезжей части… никого за цепочку не выпускаем!»

«Я “Площадь”, у Витебского вокзала всех задерживаем и сажаем в автобусы»
(Алтай) «Срочно, срочно! Туда выдвигаете только ОМОН!»

Дополнительный анализ записи позволяет сделать вывод, что операция по разгону мирных граждан у Витебского вокзала управлялась с вертолета, кружившего над кварталами во время проведения митинга.

Требования без ответа
После жестокого разгона акций в Москве и Петербурге правозащитники выступили с заявлениями против произвола и насилия по отношению мирным гражданам.

Московская Хельсинская группа, движение «За права человека», общество «Мемориал» – обратились в представительства США и стран Евросоюза с просьбой запретить въезд в эти государства губернаторам Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода, а также министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву и главнокомандующему внутренними войсками МВД Николаю Рогожкину. Именно эти люди, по мнению авторов письма, несут ответственность за жестокий разгон мирных демонстраций.

«Зеленая Россия» в своем заявлении потребовала немедленного расследования, а также отставки губернатора Валентины Матвиенко и начальника ГУВД Владислава Пиотровского.

Даже «официальному» правозащитнику, уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину, пришлось заявить о «серьезном превышении некоторыми представителями правоохранительных органов своих обязанностей». Лукин пообещал внимательно рассмотреть все жалобы пострадавших граждан.

Общественная палата осторожно высказалась о недопустимости применения силы исключительно в отношении журналистов, призвав руководство МВД «немедленно рассмотреть наметившуюся опасную тенденцию».

Поднять вопрос в Государственной думе и создать специальную комиссию потребовал депутат Владимир Рыжков. На требование откликнулся спикер Госдумы Борис Грызлов, признавший необходимость создания комиссии. Грызлов, однако, по-своему понимает ее задачи:

«Необходимо выяснить, кто стоит за митингами в Москве и Петербурге, и на чьи деньги они проводились, — для этого будет создана рабочая группа», — сказал Грызлов.

Представители властей в публичных выступлениях упорно отрицают факт избиений и незаконных задержаний. Странным образом, об этом ничего не известно ни губернаторам Москвы и Петербурга Юрию Лужкову и Валентине Матвиенко, ни генеральному прокурору Юрию Чайке, ни заместителю главы МВД Михаилу Суходольскому.

И лишь заместитель пресс-секретаря президента России Дмитрий Песков дал слабину в интервью телеканалу Russia Today, рассчитанному на зарубежную аудиторию, признав, что реакция сил правопорядка «в отдельных случаях» была «преувеличенной».