News

Шрамы на заповедных землях

Опубликовано: 28/03/2007

Автор: Вадим Гладилов

В Республике Алтай сейчас интенсивно проводятся общественные обсуждения обоснования инвестиций в строительство газопровода "Алтай". И почти всюду отношение к новому проекту отрицательное.

Eще 21 марта 2006 года во время визита в Китай президент России Владимир Путин заявил о намерении построить два газопровода в Китай из Сибири. По его словам, возможно создание новой трубопроводной системы с условным называнием "Алтай" через западную границу РФ и КНР. Россия будет поставлять в Китай 60-80 млрд. кубических метров газа в год.

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что стоимость нового газопровода может составить около $10 млрд. При этом ожидается, что газопровод будет запущен в 2011 году. В Республике Алтай газопровод пройдет по природному парку "Зона покоя Укок" – российскому объекту природного и культурного наследия. Поскольку предполагаемый маршрут пересечет две функциональные зоны парка – с ограниченным режимом пользования (зона Б) и рекреационную (зона В) – 63-метровым коридором (45 под прокладку газопровода и 18 под техническую дорогу), то ни у кого из экологов не вызывает сомнения факт, что парку будет нанесен колоссальный вред.

"Строительство трубопровода через территорию природного парка, и особенно через зону с ограниченным режимом пользования, нарушает российское законодательство и противоречит ряду международных обязательств России", – говорится в открытом письме директора российского представительства
Всемирного фонда защиты диких животных (WWF) Игоря Честина, адресованного руководителю ОАО "Газпром" Алексею Миллеру.

Кстати, в этом же письме экологи предлагают "Газпрому" рассмотреть альтернативный вариант прокладки газопровода в Китай: не напрямую, а через транзитное государство – Монголию, по существующим трассам через Ховд (Монголия) в Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая). Ответа, естественно, придется ждать очень долго.

С «техникой» все в порядке
ОАО "Гипроспецгаз" по заказу департамента стратегического развития ОАО "Газпром" подготовило декларацию о намерениях инвестирования в строительство газопровода "Алтай", по которому планируется осуществлять поставки газа с месторождений Сибири в северо-западные районы Китая. Начальной точкой газопровода принята компрессорная станция "Пурпейская" существующего магистрального газопровода Уренгой-Сургут-Челябинск, конечная точка на российской территории – перевал Канас.

Техническое задание на разработку раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" в составе "Обоснования инвестиций строительства газопровода "Алтай" и краткие сведения о намечаемой деятельности в настоящее время уже стали достоянием общественности..

Как отмечается в документах, прохождение большей части трассы газопровода предполагается в одном техническим коридоре с действующими и строящимися газопроводами. Протяженность российской части газопровода составит около 2 666 км – по Ямало-Ненецкому АО, Ханты-Мансийскому АО, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю, Республике Алтай.

На начальном участке (до 452 км) планируемая трасса намечена в одном коридоре с существующими системами магистральных газопроводов Уренгой-Сургут-Челябинск и СРТО-Сургут-Омск в общем южном направлении с переходом реки Обь. Далее трасса газопровода поворачивает на восток, обходит город Нижневартовск и с 510 километра выходит в один коридор с магистральным газопроводом Нижневартовский ГПЗ – Парабель, далее вдоль трассы магистрального газопровода Парабель-Кузбасс до существующей компрессорной станции "Володино".

После "Володино" трасса поворачивает на юго-запад и с переходом Оби идет до существующей компрессорной станции "Новосибирская", далее на протяжении 32 км будет проложен в коридоре магистрального газопровода Новосибирск-Кузбасс, после чего поворачивает па юг и следует параллельно магистральным газопроводам Новосибирск-Барнаул и Барнаул-Бийск. Общее направление трассы юго-восточное.

В районе города Бийск (Алтайский край) трасса пересекает в самостоятельном створе реку Обь и выходит в коридор проектируемых газопроводов-отводов на курорт Белокуриха и райцентр Алтайский.

От Алтайского трасса входит в пределы Горного Алтая, идет сначала в юго-западном направлении по долине реки Песчаная и выходит к Чуйскому тракту в районе населенного пункта Теньга (Республика Алтай). Далее газопровод идет вдоль Чуйского тракта до районного центра Кош-Агач, поворачивает на юг и по Чуйской степи, долине реки Тархата и восточную оконечность Южно-Чуйского хребта выходит к плато Укок и далее к границе с КНР в районе перевала Канас. На территории Республики Алтай трасса газопровода проходит по землям природного парка "Зона покоя Укок".

Все это описание, повторимся, дается по техническому заданию на проектирование. И мы воспроизводим его для того, чтобы все, кому не безразлична судьба родной земли, могли более точно представить себе масштаб предполагаемых работ, которые конечно же связаны с вторжением в природную среду.

Прокладка газопровода на всем протяжении трассы предусмотрена преимущественно подземной. Глубина заложения газопровода в соответствии со СНиПами составит 0,6 м в скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии движения автотранспорта и сельскохозяйственных машин; 1,1 м при пересечении оросительных и осушительных каналов; 1 м на остальных участках.

В соответствии с предварительным графиком строительства газопровода "Алтай", строительство газопровода начнется в 2006 году, полностью завершится в 2015, при этом российско-китайская граница будет пересечена в 2013 году.

А с экологией?
Говоря об экологической составляющей проекта, как удалось выяснить журналистам ИА REGNUM, специалисты "Гипроспецгаза" отмечают, что «техногенные воздействия, оказываемые в период строительства газопроводов на окружающую среду и земельные ресурсы, выражаются в нарушении сложившихся форм естественного рельефа в результате производства различного рода земляных работ; естественных физико-механических и химико-биологических свойств почвенного слоя; защитных и регулирующих функций лесных массивов при вырубке просек под трассы газопроводов; микрорельефа, вызванного многократным прохождением тяжелой строительной техники; эрозионной устойчивости склоновых форм рельефа, вследствие обнажения склонов».

Проектировщики – как и всегда – обещают, что большая часть указанных нарушений по окончании строительства «будет устранена и минимизирована благодаря проводимому комплексу работ по рекультивации земель и организационно-техническим мероприятиям». Верится в это, тоже как и всегда, с трудом. Многие, наверное, помнят недавний скандал с проектом «Сахалин-2», когда сотни и тысячи гектаров земли были буквально изуродованы варварскими рубками лесов, совершенно дикими траншеями.

На «Алтае» после завершения строительно-монтажных работ планируется пока провести планировочные работы по трассе с залужением участков земель лесного фонда, как меры противоэрозионной защиты; рекультивация земель сельскохозяйственного назначения; противоэрозионные и берегоукрепительные работ, а также работы по организации водоохранных зон пересекаемых трассой водных объектов; противопожарные мероприятия в прилегающих к трассе лесных массивах.

В соответствии с действующим законодательством все убытки и потери землепользователей, связанные с временным и постоянным прекращением пользования земельными участками, подлежат возмещению в полном объеме. Затраты на возмещение убытков и потерь землепользователей подлежат учету в сметной документации и включают в себя следующие основные составляющие: убытки землепользователей, включая упущенную выгоду при временном изъятии земельных участков; потери землепользователей при изъятии земельных участков в постоянное пользование.

Ориентировочные потребности строительства в земельных ресурсах составят 10 041 га, из них под временные сооружения – 350 га, под площадки компрессорных станций с сопутствующими коммуникациями и сооружениями – 550 га. При этом в постоянное пользование планируется приобрести 170 га лесных угодий, во временное пользование (на период строительства) – 9 871 га, в том числе сельхозземель 2 250 га.

Плато преткновения
Но вернемся на самые спорные, вызывающие самую негативную оценку населения и экологов участки. На территории Республики Алтай трасса газопровода проходит по плоскогорью Укок, в том числе по землям природного парка "Зона покоя Укок". Площадь зоны покоя составляет 254 904 га. Плоскогорье Укок – самое легендарное место Горного Алтая, отмечают авторы документа. Оно расположено на самом юге Западной Сибири, и по границам плоскогорья проходят границы четырех государств – России, Монголии, Казахстана и Китая. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья достигает 4 374 м над уровнем моря – гора Найрамдал, входящая в горный узел Табын-Богдо-Ула (Пять священных вершин). Эта гора является после горы Белуха второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ула сходятся границы трех государств – России, Китая и Монголии.

Противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". А, во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрение в Институте истории и археологии СО РАН. И, в-третьих, именно здесь расположены разломы, активизация которых стала причиной того самого землетрясения 2003 г. Хотя ряд ученых высказывают гипотезы о 250-летней цикличности здешних землетрясений, проблема явно требует дополнительного изучения.

Компетентные мнения
Профессор Горно-Алтайского университета доктор юридических наук Даниил Табаев считает, что Китай намерен осуществить мирную экспансию Сибири с помощью дороги, которую можно построить в Горном Алтае. Китай не заинтересован в строительстве экспортного газопровода из Западной Сибири в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Однако дорога, которую проложат вместе с газопроводом, укладывается в концепцию китайских властей, давно стремящихся к экспансии Сибири. Об этом он заявил еще 5 декабря прошлого года на пресс-конференции в Горно-Алтайске.

По мнению Табаева, реализация этих планов может привести к самым тяжелым последствиям, среди которых не только экологическая катастрофа на Алтае, но и экспансия китайцев в Сибирь и даже последующее отторжение этих земель от России в пользу Китая.

Табаев отметил, что вместе со строительством газопровода планируется строительство автотранспортной магистрали – "асфальтированного полотна шириной 18 метров с 4 полосами движения". Именно строительство дороги является главной целью Китая, убежден Даниил Табаев. С ее помощью китайцы начнут мигрировать в Западную Сибирь. "Тактика такая: они заселят регион так, что их окажется большинство, через выборы начнут формировать прокитайски настроенную власть, затем инициируют референдум и присоединят территории к Китаю. А Китай давно хочет забрать эти земли Алтая и Сибири".

В то же время, отметил Табаев, власти России и Республики Алтай, а также инициаторы строительства газопровода скрывают, что одновременно с "трубой" будет строиться и дорога. Это происходит потому, что хорошо известно крайне негативное отношение местного населения к планам строительства автомагистрали.

Депутат Госдумы от Алтайского края Владимир Рыжков также возмущен идеей строительства российско-китайского газопровода "Алтай". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщила пресс-секретарь депутата Елена Пацар.

Рыжков убежден: строительство газопровода принесет невосполнимый ущерб природе Алтая и не сможет положительно повлиять на рост экономики. О якобы значительном увеличении рабочих мест за счет магистрального газопровода, о чем заявило руководство Республики Алтай, речи тоже быть не может. Реализация данного проекта приведет к фактической утрате уникальнейшего природного региона с богатым историко-культурным, рекреационным потенциалом, куда ежегодно приезжают миллионы жителей России и зарубежья.

"Строительство газопроводной магистрали недопустимо, ведь она будет проходить по заповедным, уникальным местам: вдоль Чуйского тракта – это нетронутые горы, чистейшие реки и реликтовая кедровая тайга. Только вдумайтесь: самым "перспективным" коридором для организации магистрали посчитали одно из самых красивых мест на Земле, место, где зародилось большое количество этносов и культур, которые сегодня заселяют евразийский континент. Это сакральное место Алтая – высокогорное плато Укок, разрушение которого спровоцирует национальные конфликты и рост социальной напряженности в регионе", – заметил депутат.

Кроме того, строительство газопровода вызовет кризис туристической инфраструктуры – одной из самых динамично развивающихся отраслей республики, уверен Владимир Рыжков: "Простая математика: сколько туристов потеряет Горный Алтай, который ежегодно принимает их порядка полумиллиона, если газопроводный коридор все же будет проложен?". Вместо того, чтобы развивать экономику этого региона по линии широкого, комплексного туристического сервиса, создающего тысячи рабочих мест, будет изуродована уникальная природа Горного Алтая болезненным шрамом газопроводной магистрали. Рыжков убежден в том, что грамотное управление туристическими потоками и системное развитие рекреационной индустрии позволит решать экономические проблемы республики гораздо успешнее.

"В итоге, богатейшую, уникальную природу мы, не задумываясь, меняем на зону отчуждения. А ради чего?" – задает вопрос депутат от Барнаула и сам же на него отвечает: "Ради удовлетворения безграничных амбиций монополистов!".

Итак
Недовольно население, волнуются экологи, «против» газопровода высказываются ученые, юристы, депутаты. А работа над проектом идет своим чередом… Неужели не удастся отстоять жемчужину Горного Алтая? И на заповедных землях появятся новые шрамы.