News

На заводе «Нерпа» обсуждали утилизацию атомного судна

Bellona

Опубликовано: 01/03/2007

Автор: Анна Киреева

В Мурманской области состоялись общественные слушания по утилизации самого ядерно- и радиационно-опасного плавучего объекта на Севере России, плавучей технической базы «Лепсе». Решить проблему утилизации судна, на котором хранится 639 сборок отработавшего ядерного топлива, пытаются уже более десяти лет.

Общественные слушания на судоремонтном заводе «Нерпа» были организованы общественной организацией «Беллона-Мурманск» совместно с государственным судоремонтным заводом (СРЗ) «Нерпа».

На слушаниях, названных «Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проекта «Комплексная утилизация плавучей технической базы «Лепсе», присутствовало более 90 человек.

В основном это были работники предприятия, представители надзорных и контролирующих организаций, разработчики и заказчики проекта, руководство предприятия и администраций закрытого территориального образования Снежногорск, также представители экологических организаций и жители.

«Это первые официальные слушания, организованные на заводе», – рассказал главный инженер СРЗ «Нерпа» Ростислав Римденок в интервью «Беллоне.ру».

Для того, чтобы люди смогли поучаствовать в слушаниях и увидеть предприятие, на котором будут проводиться работы, был организан бесплатный транспорт из Мурманска и близлежащих ЗАТО области.

«Мы рады, что проект утилизации такого потенциально опасного объекта был вынесен на публичные обсуждения. Это очень хороший знак», – считает руководитель «Беллона-Мурманск» Сергей Жаворонкин.

С правовой точки зрения, проведенные общественные консультации не имеют юридической силы. Поправки в Градостроительный кодекс, действующие в России с 1 января 2007 года, упразднили все нормы, связанные с общественными слушаниями и практически отменили государственную экологическую экспертизу.

«К сожалению, по законодательству сегодня мнение жителей не имеет никакого значения, — комментирует юрист «Беллоны» Ольга Кривонос. — Если проект соответствует нормам, установленным постановлением правительства, он может быть реализован».

Тем не менее экологи считают проведение слушаний полезным.

«Мы всегда добивались того, чтобы предприятия, министерства и ведомства были открытыми. Кроме того, консультации с общественностью были требованием западных инвесторов», — говорит Жаворонкин.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду были доступны в офисе «Беллона-Мурманск» и в администрации ЗАТО Снежногорск, а информация о начале слушаний для жителей этого населенного пункта транслировалась по местному кабельному телевидению.

По словам Жаворонкина, благодаря усилиям «Беллоны», данный проект получил международный статус, когда Европейские страны нашли возможность финансирования работ по подготовке проекта.

История судна
«Лепсе» — самое ядерно-радиационно опасное судно Северной Европы, принадлежащее Мурманскому Морскому пароходству и базирующееся на ремонтно-техническом предприятии «Атомфлот». Оно было построено в 1934 году и переоборудовано в плавучую техническую базу в 1961. Около 20 лет «Лепсе» использовалось для перезарядки ядерного топлива атомных ледоходов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь».

С 1982 года судно стали использовать только для хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО), а в 1988 году было выведено из эксплуатации.

По проведенным расчетам в топливе на борту «Лепсе» содержится суммарно 260 кг урана (U-235), 156 продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (PU-239). Мощность дозы гамма-излучения в помещении хранилища и в смежных с ним помещениях в сотни тысяч раз превышает природный радиационный фон.

В настоящее время «Лепсе» находится у причала ФГУП «Атомфлот», где не исключена опасность возникновения навигационной аварии, недопустимого крена из-за плохих погодных условий, а также затопления. «Дальнейшее нахождение «Лепсе» на плаву становится небезопасным», – считает технический директор АНО «Аспект-Конверсия» Вячеслав Тарасов.

По инициативе «Беллоны» пилотный проект утилизации «Лепсе» был включен в план работ Евро-Арктического (Баренц) региона 1994-1995 года, а потом проект был включен в планы Европейской комиссии. Но более чем за 10 лет проект так и не получил дальнейшего развития.

«Задержка в реализации проекта была связана с финансовыми и техническими вопросами», – заявил на слушаниях заместитель технического директора Атомного флота Мустафа Кашка.

Предположительная стоимость проекта – около 40 миллионов евро, одна треть которых будет выделена в рамках Федеральной целевой программы, которая направлена на рассмотрение в Государственную Думу.

Реализация проекта
«Утилизация «Лепсе» не сложнее, чем утилизация «Курска», – рассказал в интервью «Беллоне.ру» Глава ЗАТО «Снежногорск» Юрий Юрлин.

По его словам, «завод и город едины» и заинтересованы в максимальной безопасности работ.

Реализация проекта, рассчитанного на пять лет, будет состоять из нескольких этапов.

За первые полтора года планируется подготовить судно на ФГУП «Атомфлот» и транспортировать «Лепсе» на СРЗ «Нерпа». За это время должна быть разработана техническая документация проекта и создана необходимая инфраструктура. В 2010-2011 годах будет произведена выгрузка топлива и дальнейшая утилизация судна. «Но это возможно лишь при условии постоянного финансирования», – считает Тарасов.

Сложность утилизации «Лепсе» состоит в том, что топливные сборки невозможно извлечь штатным образом из-за повреждений. 18 из 639 топливных сборок, выгруженные из атомных ледоколов «Сибирь» и «Ленин» в 1980-1981 годах, с самого начала находятся в аварийном состоянии, с уже разорванными чехловыми трубами.

По словам главного инженера НИПТБ «Онега» Константина Куликова, при выполнении работ с судна будут извлекаться отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС) все трех типов: извлекаемые, не извлекаемые, и размещенные в кессонах.

«Если сборку не удастся извлечь, то ОТВС будет вырезаться вместе с пеналом», – заявил Куликов.

Топливо предполагается транспортировать на перерабатывающий завод «Маяк» в Челябинской области Однако специалисты высказали опасение, что «Маяк» не примет поврежденные ОТВС, которые невозможно утилизировать. То же самое относится к сборкам, которые будут вырезаны с пеналами. «Если «Маяк» не примет топливо, то оно будет храниться на территории ФГУП «Атомфлот», – рассказал Куликов.

«Требования «Беллоны» и наши рекомендации к разработчикам и заказчикам проекта были услышаны», – рассказал Сергей Жаворонкин. – Мы настаивали на комплексной утилизации проекта и рассмотрении двух вариантов его реализации: с выгрузкой и без выгрузки ОЯТ, а также о месте проведения работ».

Вариант без выгрузки предлагался бывшим главой специальной группы Мурманского морского пароходства Юрием Черногоровым, подготовившим для «Беллоны» анализ нескольких вариантов утилизации.

«Нерпа»
По словам Сергея Жаворонкина, «Беллона» также рекомендовала проводить работы по утилизации «Лепсе» на территории СРЗ «Нерпа», обладающим опытом по утилизации атомных подводных лодок.

По словам главного инженера «Нерпы» Ростислава Римденок, завод имеет опыт работы с судами АТО. «Мы знакомы с «Лепсе», поскольку доковали его в 1998 году», – рассказал он в интервью «Беллоне.ру».

По его словам, у работников «Нерпы» взвешенное отношение к этому проекту. «Мы понимаем, что немногие могут выполнить эту работу», – заявил он.

Глава завода Александр Горбунов отметил, что в таком сложном проекте не может быть мелочей. «Мы сделаем все, чтобы работы по утилизации прошли успешно и не имели отягчающих последствий для населения», – заверил он.

По его словам, ни в России, ни в других странах нет опыта реализации подобных проектов. В том числе и поэтому, «как в случае с утилизацией АПЛ «Курск», будет проводиться страхование персонала, осуществляющего работы», – рассказал Горбунов в интервью «Беллоне.ру».

Но местные жители не настолько уверены в возможности утилизировать «Лепсе» без негативных последствий.

«Я работаю на заводе, я воочию вижу, что и как там делается», – сказал на слушаниях житель Снежногорска Гали Латыпов.

«То, что показывается Еврокомиссии, следящей за вопросами безопасности, – это показуха в чистом виде. Сейчас вы рассказываете сказки, которые не будут реализованы и на 50 процентов», – добавил Латыпов.

По словам Латыпова, это были не общественные слушания, а встреча специалистов для обмена мнениями, именно для этого обсуждения были организованы не в Снежногорске, куда бы пришло большее количество жителей, а на заводе, в четырех километрах от города.