News

229 тон реагентов на снегу

Elena Kobets

Опубликовано: 27/02/2007

Наконец в Петербург пришла настоящая зима. Вместе с морозом и снегом на улицах города появилась снегоуборочная техника и работники в оранжевых жилетах с ломиками, лопатами и ведрами. Ломики - для льда. Лопаты – для снега. Ну а ведра – для антигололёдных реагентов (соли и песко-солевой смеси).

Эти реагенты уже давно вызывают опасения жителей и подозреваются в разъедании кузова автомобиля, в оставленных белых отпечатках на обуви, в причинении вреда здоровью людей и животных. Попробуем разобраться…

Средства против снега и льда

В Санкт-Петербурге в борьбе со снегом используются исключительно соль и песко-солевая смесь. Решения о государственной экспертизе по оценке влияния этих реагентов на состояние окружающей среды и здоровье людей не принималось.
Согласно данным, предоставленным пресс-службой Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга (КБДХ), зимой 2006 года было закуплено 99 тысяч тонн соли и 130 тысяч тонн песка. Приблизительно такое количество антигололёдных реагентов закупается городом ежегодно. Вообще соль – не лучший реагент, она может навредить зелёным насаждениям, аллергикам и животным. Зато натрий хлор (соль) эффективно растапливает снег при температуре до -7 (-12) градусов.
В пресс-службе КБДХ утверждают, что используемая против снега соль близка по составу, к поваренной соли – то есть, не так вредна. Когда температура опускается ниже -12 градусов в качестве реагента выступает песко-солевая смесь. Другие реагенты, как сообщает пресс-служба КБДХ, не применяются в Санкт-Петербурге.
В настоящее время снег с улиц отправляется на специальные площадки – снегоприёмные пункты, не обеспечивающие его очищение и уход в канализацию.
Но есть и хорошая новость – в сфере утилизации снега намечается реформа. В ближайшие годы в Петербурге появится 26 новых инженерно оборудованных пунктов утилизации снега (22 современных снегоприёмных пунктов и 4 снегоплавильных камеры). Это значит, что загрязнённый реагентами снег будет растапливаться в камерах с помощью сточных вод, и уходить обратно в канализацию через систему локальных очистных сооружений. Таким образом, вреда от реагентов и грязи должно стать меньше. В Москве уже существуют снегоплавильные пункты, а для Петербурга процесс их образования только начался. К лету 2007 года должен быть выполнен первый проект снегоплавильной камеры, которая будет расположена на Рижском проспекте (Адмиралтейский район).
Однако, для эффективной уборки снега, как поясняют в пресс-службе КБДХ, многого недостаёт: кадров, техники, средств, инноваций в инженерной структуре. И кое-что мешает…рекламные щиты, препятствующие прохождению техники и автомобили, припаркованные на несоответствующей стороне.
Кстати, проблемы по уборке снега, жалобы относительно испорченной обуви и коррозии металла, вопросы о влиянии реагентов на здоровье — не привилегия мегаполисов – Москвы и Петербурга. По словам жителей других городов России, у них происходит нечто подобное.

Уборка снега в других городах

Екатеринбург, Наиля, студентка экономического факультета:
«На дорогах гололёд порой такой, что транспортный поток как будто стоит на месте. Меня, например, спасает только то, что я в основном езжу в трамвае и метро. Дороги посыпают солью или какими-либо химикатами – я пришла к такому выводу тогда, когда увидела машины с разъевшимися кузовами у колёс. Ведь всем известно, что такие вещества разъедают металл, поэтому я, как автолюбитель, против таких мер. С обувью дела обстоят нормально. Из строя сапожки может вывести только изменчивая уральская погода… Но всё же одной пары обуви хватает на два сезона, а некоторые люди, умудряются носить даже три сезона».
Владивосток, Роман, студент факультета философии:
По его словам, уровень уборки снега во Владивостоке (где 700 тысяч жителей) близок к нулю. Роман поясняет: «Солью дороги почти не посыпают. Для того, чтобы было не так скользко используют песок со шлаком (обработанным углём). Хорошо, если снега не так много, но когда он выпадает чуть ли не по пояс – общественный транспорт не ходит по 2-3 дня. Чистят, по большому счёту, лишь основные улицы, и эти кучи снега сваливают от центра в метрах 15».
Североморск, Янина, психолог:
«Точно сказать используются ли реагенты в борьбе со снегом и льдом, я не могу. Скорее всего, так как город военный, привлекается бесплатная рабочая сила – матросы и солдаты. Сейчас я живу в Санкт-Петербурге и могу с уверенностью сказать, что обувь здесь быстрее изнашивается и теряет вид из-за белых разводов, оставленных технической солью».
Урай, Василий, слесарь:
«Снегоуборочные машины хорошо расчищают дороги. Образовавшийся на тротуарах лёд посыпают песком, а также используют смесь с солью. Могу сказать, что соль негативно воздействует на железные части кузова, они ржавеют и разрушаются… Это совсем не радует автомобилистов».
А как и на что могут влиять антигололёдные реагенты по мнению специалистов разных областей? По заключению специалистов, реагенты влияют не только на здоровье людей, но и на растения, автомобили, обувь.

Мнение специалиста в области защиты окружающей среды

Вредное воздействие антигололёдных реагентов активизируется в весеннее время, говорит Елена Георгиевна Головина, доцент кафедры метеорологии, климатологии и охраны атмосферы РГГМУ. По её словам, пагубнее реагентов на состоянии окружающей среды сказываются выхлопные газы автомобилей, ведь их воздействие длится 365 дней в году. «Вредные вещества оседают постоянно и весной закладываются в новую жизнь растений. Растениям же необходима вода в том составе, в котором они изначально привыкли её получать. Сегодня вместе с водой в корни растений проникает соль повышенной концентрации и другие, осевшие на поверхности, вещества», — констатирует Елена Георгиевна.

Мнение ветеринарного врача

Не исключается возможность, реагенты неблагоприятно воздействуют в том числе на животных.
«Межпальцевые заболевания чаще появляются у животных именно в период таяния снега» — говорит ветеринарный врач Ветеринарной станции Фрунзенского района Юлия Дмитриевна Антипова. Она предоставила следующие статистические данные
"Межпальцевые заболевания у собак в период январь-май"
Май 30
Апрель 50-60
Март 50-60
Февраль 20
Январь 10
По словам ветеринарного врача, страдают те любимцы, которые периодически бывают на улице, то есть собаки, преимущественно крупных пород и гладкошёрстные — доберманы, мопсы, лабрадоры, терьеры, далматинцы, таксы. «Выраженному проявлению заболеваний зимой могут способствовать сниженный иммунитет животного. Возможно, реагенты одна из причин болезни, так как при соприкосновении с химическими веществами кожа становится незащищённой и в большей степени подвержена грибковым, бактериальным и вирусным инфекциям» — говорит Юлия Дмитриевна. Инфекции приводят к снятию защитной реакции и способны образовать целый букет заболеваний. Лечение достаточно трудное и затрагивает финансовую сторону жизни владельцев животных. Есть несколько способов защитить своего любимца…

Советы ветеринара:
— В сложившейся экологической обстановке желательно приобрести специальные тапочки для животного. При этом важно с детства приучать своего питомца носить «обувь» во время прогулки.
— Если собака не привыкла к прогулочным тапочкам, необходимо после каждого выхода на улицу, обрабатывать лапы лёгким дезинфицирующим средством (например, слабым раствором марганца) и затем просушивать их.
— Нельзя забывать и об иммуностимулирующих препаратах для питомца. Особенно в зимнее и весеннее время.

Мнение старшего мастера по ремонту машин

Автомобилистов, как выяснилось, также волнуют вопросы, связанные с реагентами.
Дмитрий, старший мастер по ремонту машин, сообщил, что в Ростове-на-Дону (откуда он родом), не используют химические средства в борьбе против снега. Там машина может исправно служить 5-10 лет, а в Питере всего лишь 1,5 – 3 года. Дима считает, что причина в соли, которой посыпают дороги. Соль попадает на бампера, в соединения фар, она также может привести и к отказу электроприборов. Песок же больше влияет на подшипники — износ происходит в 2 раза быстрее. Также попадая в смазку, он образует смесь, ведущую к разрушению. Кроме того, зимой каждый второй работник автосервиса, который занимается ремонтом машин, стабильно посещает дерматолога. Соль попадает на руки, разъедая рабочие рукавицы. Затем кожа на руках просто-напросто слазит.
В автосервис в холодное время года поступает больше обращений, чем в другие сезоны. На 20-30 % возрастает число проблем с электрикой в связи с попаданием влаги.
И примерно на 20 % возрастает потребность в покрасочных материалах. Дмитрий утверждает, что Н2О в чистом виде не может причинить такой вред.

Советы мастера по ремонту машин:
— Надо появляться в автосервисе, как у стоматолога, раз в пол года.
— Ближе к лету промывать и высушивать коврики.

Мнение мастера по ремонту обуви

Мнением по поводу антигололёдных реагентов поделился Николай, который в силу своей деятельности часто сталкивается с «обувными» проблемами: «Всякий раз с переходом на новый сезон – люди идут чинить обувь. Нельзя утверждать, что зимой обращений больше. Но я могу сказать что, химические вещества, которыми покрывают снег, вредят прочности обуви и её внешнему виду. Если бы снег убрали, то и обувь была бы лучше. А то, что снег лежит во дворах – это невнимание ЖКХ и ТСЖ.».
Советы мастера по ремонту обуви:
— Покупать качественную обувь, к которой прилагается гарантийный талон.
— Пропитывать кожу специальными средствами, приобретёнными в магазинах.
— По возможности стараться обходить снег.

Заключение

Для растапливания снега в Петербурге традиционно используют соль и песко-солевую смесь. Будем надеяться, что скоро появится новая традиция – утилизация снега с помощью снегоплавильных камер. А если нет, останется надеяться на глобальное потепление…

Олеся Бабинич – Ленинградский государственный институт им. Пушкина, 4 курс