News

Законопроекты в сфере экологии, внесенные в Государственную Думу РФ

Опубликовано: 18/02/2007

Автор: Ольга Кривонос

На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится более 20-ти законопроектов в сфере экологии. Часть из них имеет немаловажное значения для дальнейшего развития экологического законодательства.

Остановимся на наиболее значимых из них.

 

Проект № 115008-3 ФЗ «О зонах экологического бедствия (о статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории).

Проблема: отсутствует правовое обеспечение регулирования отношений в зонах экологического бедствия.

Предлагается: установить порядок объявления, установления режима, снятия статуса зон экологического бедствия, запреты на определенную деятельность в «зонах». Предполагается льготное налогообложение для инвесторов, деятельность которых обеспечит снижение загрязнения окружающей среды, что может позволить избежать прямого финансирования из федерального бюджета.

Основным принципом законопроекта является приоритет охраны здоровья человека, обеспечение благоприятных условий жизни, труда и отдыха населения. Статья 20 законопроекта предусматривает комплекс мероприятий, направленных на снижение воздействия неблагоприятных факторов на здоровье населения. К ним относятся профилактика и коррекция здоровья, специальное медицинское наблюдение, решение социальных проблем населения, организация вынужденного переселения из зон экологического бедствия и т.п.

Необходимо отметить, что перечень данных мероприятий выглядит достаточно декларативно. Говоря о здоровье населения, необходимо вводить понятие социальной защиты. Виды и формы социальной защиты граждан, проживающих в зонах экологического бедствия, должны быть четко зафиксированы в законопроекте, что позволит реально заботиться о здоровье данного населения.

 

Проект № 150209-4 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» (в части проведения экологического аудита).

Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Проблема: на сегодняшний день в ФЗ «Об охране окружающей среды» существует понятие экологического аудита, однако статус, предмет и объекты не определены. Утверждены ГОСТы по экологическому аудиту, но они носят рекомендательный характер.

Предлагается: внести статью 31.1., определяющую понятия добровольного и обязательного аудита. Обязательный экологический аудит должен проводится в отношении субъектов хозяйственной и иной деятельности, функционирующих в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в зонах экологического бедствия.

Правительство РФ будет определять порядок проведения экологического аудита.

Данный проект связан с законопроектом «О зонах экологического бедствия» и может полностью реализоваться только после объявления территорий зонами экологического бедствия.

 

Проект № 96700118-2 ФЗ «О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении».

Проблема: действующее законодательство закрепляет систему льгот и компенсаций за вред, нанесенный здоровью и имуществу гражданам ядерным инцидентом, но государство не в состоянии покрывать такой вред из федерального бюджета. Эксплуатирующие организации также ограничены в собственных финансовых средствах.

Кроме того, Россия подписала Венскую конвенцию о гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб 1963г.

Предлагается: ядерный вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу физических лиц и окружающей среде, должен возмещаться в соответствии со ст. 15 и ст. 1085 ГК РФ, а также нормами природоохранного законодательства. Вред, причиненный жизни и здоровью работникам, занятым на работах с ядерными материалами при выполнении служебных обязанностей, возмещается в соответствии с законодательством о социальном страховании.

Гражданско-правовую ответственность независимо от вины несет эксплуатирующая компания. Максимальный предел ответственности на одну радиационную аварию устанавливается в размере, эквивалентном 150 млн. долларов США. Такая сумма является финансовым обеспечением ответственности, которую должна иметь эксплуатирующая организация для получения разрешения (лицензии) на свою деятельность.

Законопроектом вводится понятие ядерного страхования, где страховщиком выступает страховая организация, имеющая лицензию на ядерное страхование. Возмещение ядерного вреда, превышающего максимальный предел ответственности эксплуатирующей организации, осуществляет государство в лице Правительства РФ из Государственного страхового фонда возмещения ядерного вреда.

На требования граждан о возмещении ядерного вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Требования, предъявленные по истечении 10 лет со дня радиационной аварии, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

 

Проект № 216152-3 ФЗ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Проблема: правовая база платы за негативное воздействия на окружающую среду четко не сформулирована. Необходимы эффективные экономические меры воздействия на загрязнителей.

Предлагается: ввести понятие наилучшей существующей технологии (НСТ) под которой понимается внесенная в государственный реестр НСТ, при реализации которой достигается наименьший уровень воздействия на окружающую среду.

Все плательщики подлежат постановке на учет с предоставлением декларации о плате (самостоятельно рассчитанная плата по форме), декларации о применении НСТ и других документов.

Ставки платы устанавливаются Правительством РФ. Для плательщиков, осуществляющих свою деятельность в границах особо охраняемых территорий, рекреационных территорий, ставки платы применяются с повышающим коэффициентом 2 и т.п.

В качестве мер экономического стимулирования к снижению негативного воздействия применяется механизм снижения суммы платы на основании договора, заключаемого плательщиком с уполномоченным органом на срок от 1 до 7 лет.

Законопроект предполагает внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушений. При повышении штрафов за загрязнение окружающей среды может произойти снижение объемов загрязнений.

 

Проект № 231802-4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта».

Проблема: вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу людей вследствие аварий при эксплуатации опасных объектов должен возмещаться при четком правовом и экономическом регулировании. В РФ насчитывается 45 тысяч опасных объектов различного типа.

Предлагается: конкретный вид обязательного страхования. Страховая выплата определена для физического лица: при причинении вреда жизни и здоровью – 300 тысяч рублей; при причинении вреда имуществу – 180 тысяч рублей; при нарушении условий жизнедеятельности – 100 тысяч рублей; для юридического лица – в пределах страховой суммы в размере действительной стоимости погибшего или поврежденного имущества. Устанавливается очередность произведения страховых выплат (в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда жизни и (или) здоровью).

Законопроектом устанавливаются конкретные сроки, в которые должны быть произведены требуемые действия по установлению страхового случая, определению и выплате страховых возмещений потерпевшим.

 

Проект № 83224-3 ФЗ «Об охране почв».

Проблема: высокие темпы деградации и загрязнения почв. В ФЗ «Об охране окружающей среды» почвы включены в перечень основных объектов окружающей среды, но сформулированы лишь общие требования по их охране. Специфические особенности почв не учитываются и в земельном законодательстве.

Кроме того, в решениях Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г., Рио – де – Жанейро) отмечено, что охрана и рациональное использование почв должны являться центральным звеном государственной политики, поскольку состояние почв определяет характер жизнедеятельности человечества и оказывает решающее воздействие на окружающую среду.

Предлагается: определить правовое положение почв, системно урегулировать все требования в области охраны почв, установить требования по рациональному использованию почв, по предотвращению их деградации, загрязнения и истощения.

Определен порядок предоставления информации о состоянии почв.

Законопроект предусматривает экономическое стимулирование деятельности в области охраны почв посредством предоставления налоговых и иных льгот, включая предоставление льгот по земельному налогу и арендной плате за землю при внедрении ими почвозащитных технологий, проведение мероприятий по восстановлению деградированных и загрязненных почв.

Вред, причиненный почвам в результате загрязнения, подлежит возмещению в полном объеме, исковая давность на эти требования не распространяется.

 

Проект № 99064840-2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об охране озера Байкал».

Проект № 361714-4 ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 ФЗ «Об охране озера Байкал».

Проблема: с учетом особого статуса озера Байкал необходимо предотвращать негативные воздействия в том числе путем установления границ водоохраной зоны.

Предлагается: дополнить статью 2 пунктом 1.1., устанавливающим границы водоохраной зоны. Конкретная ширина установлена в приложении к ФЗ «Об охране озера Байкал» на 5-ти страницах.

Проблема: отсутствие прямой нормы, позволяющей приостановить или запретить сброс промышленных сточных вод Байкальским целлюлозно – бумажным комбинатом – основным загрязнителем озера Байкал и губителем животных и растений, обитающих в нем.

Предлагается: запретить сброс промышленных сточных вод Байкальскому целлюлозно – бумажному комбинату.

Проект № 97802163-2 ФЗ «О защите животных от жестокого обращения».

Проблема: отсутствие в действующем законодательстве правовых норм, регламентирующих гуманное обращение с животными, что приводит к многочисленным случаям жестокого обращения с ними. ФЗ «О животном мире» затрагивает вопросы обращения только с дикими животными.

Кроме того, международная конвенция по защите животных ратифицирована нашей страной в 1987г.

Предлагается: сформулировать конкретные требования по гуманному отношению к животным и детально классифицировать категории животных. Так, статья 7 законопроекта устанавливает перечень недопустимых действий в отношении животных (нанесение побоев, неправомерное умерщвление, разлучение моногамных животных и т.д.). Регулируется использование животных в научных экспериментах и тестах, обращение с ними в зрелищных, спортивных, развлекательных мероприятиях. Вводится понятие эвтаназии как быстрого и безболезненного умерщвления животного, не вызывающее у него ощущения тревоги или страха.

Законопроект был отклонен и.о. Президента РФ в 2001г. Государственная Дума РФ постановила о создании специальной комиссии, которая заседала в последний раз 24.01.2003г.

 

Проект № 90060840-3 ФЗ «Об экологической культуре».

Проблема: низкий уровень экологической культуры общества является одной из причин ухудшения экологической ситуации в стране.

Предлагается: создать систему непрерывного экологического образования и просвещения. Вводится курс/самостоятельная дисциплина «Экология» в образовательных учреждениях всех уровней. Предусматривается дошкольное экологическое воспитание. Для замещения должностей государственных служащих органов всех уровней власти, регулирующих вопросы деятельности учреждений, организаций и предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду и здоровье человека, обязательно образование по специальностям экологического профиля. Система экологического образования является одним из приоритетных в Вооруженных силах РФ.

В отсутствии государственной политики сфере экологического образования как условия формирования экологической культуры, невозможно снизить количество нарушений природоохранного законодательства.

 

Проект № 255554-4 ФЗ «О внесении дополнений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Проблема: в действующем ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не предусмотрена процедура изменения правового режима особой охраны или границ особо охраняемых природных территорий. ФЗ «Об охране окружающей среды», в свою очередь, запрещает «изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Согласно Пояснительной записке к законопроекту «Освоение новых крупных месторождений полезных ископаемых, изменяющих экономический потенциал регионов, требует развития, прежде всего, транспортной инфраструктуры, включая дороги, трубопроводы, линии электропередачи, линии связи. Проведение таких линейных объектов инфраструктуры в обход конкретного особо охраняемого объекта (заповедника, национального или природного парка) нередко делает нерентабельной здесь добычу полезных ископаемых и, таким образом, отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии региона».

Предлагается: предоставить право Правительству РФ или органам исполнительной власти региона, учредившим заповедник, заказник, природный парк и т.д., внести некоторые изменения в прежние свои же решения. Например, изменить границы конкретного заповедника, природного парка и т.д. без уменьшения общей его площади за счет приращения примыкающей территории вместо исключенной части, а в отдельных случаях в том же порядке, что и при установлении, изменить или даже отменить правовой режим особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории.

Изменение границ особо охраняемых природных территорий согласно законопроекту допускается только в отношении их частей, представляющих типичные природные комплексы, или небольших частей редких природных комплексов, частичное изъятие которых из категории особо охраняемых природных территорий не приведет к потере редкого природного комплекса.

Законопроект устанавливает закрытый перечень оснований для таких изменений (предполагаемая ст. 2.2.). К ним относятся:

· гибель природных объектов на всей (на части) особо охраняемой природной территории;

· обеспечение обороны и безопасности государства;

· необходимость реализации федеральных программ социально-экономического развития в части создания линейных объектов транспортной инфраструктуры общегосударственного значения (дороги, линии электропередачи, линии связи, магистральные нефте- и газопроводы) – по отношению к особо охраняемым природным территориям, находящимся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, и региональных программ социально-экономического развития в части создания линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения – по отношению к особо охраняемым природным территориям, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации.

В реальности «закрытого перечня» оснований изменений границ и режима особо охраняемых природных территорий вполне достаточно для того, чтобы органы исполнительной власти по своему усмотрению использовали данные земли.

Думается, принятие такого законопроекта может пагубно сказаться на состоянии заповедников, заказников и других подобных территорий.

Ниже представлена таблица экологических законопроектов с краткой характеристикой.

 

Список основных законопроектов в сфере экологии, внесенных в Государственную Думу РФ

Наименование проекта

Краткая характеристика

проекта

Результат рассмотрения

Проект № 175626-4 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с наделением субъектов РФ полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля»

21.02.2006г. Снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ

Проект № 231802-4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта»

Вводится конкретный вид обязательного страхования

Принят ГД ФС РФ в I чтении.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на 08.12.2006г.

Проект № 150209-4 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды»

(вводится ст. 31.1)

В части проведения экологического аудита вводятся понятия добровольного и обязательного экологического аудита

Повторно внесен в ГД ФС РФ 23.09.2005г.

Плановый срок рассмотрения в ГД СФ РФ: ноябрь 2006г.

Проект № 96700118-2 ФЗ «О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении»

Возмещение ядерного вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в соответствии с нормами ГК РФ

Внесен в ГД ФС РФ 16.07.1996г.

Принят ГД ФС РФ в I чтении.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 115008-3 ФЗ «О зонах экологического бедствия (о статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории)

Устанавливается правая основа для придания территориям статуса зон экологического бедствия. Порядок объявления, установления режима, снятия статуса зон экологического бедствия

Внесен в ГД ФС РФ 14.07.2001г.

Рассмотрен Советом ГД РФ 18.09.2001г.

18.06.2002г.

13.04.2004г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 83224-3 ФЗ «Об охране почв»

Правовое положение почв в РФ

Внесен в ГД ФС РФ 19.04.2001г.

Рассмотрен Советом ГД РФ 24.04.2001г.

14.03.2002г.

18.02.2003г.

17.03.2005г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 90060840-3 ФЗ «Об экологической культуре»

Создание системы непрерывного экологического образования и просвещения

Внесен в ГД ФС РФ

13.07.2000г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

18.07.2000г.

10.07.2001г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 99064840-2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об охране озера Байкал»

Запрет сброса сточных вод в озеро Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату

Внесен в ГД ФС РФ

25.06.1999г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 30.09.1999г.

23.01.2001г.

09.10.2001г.

12.11.2002г.

10.12.2002г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 90063164-3 ФЗ «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта»

Внесен в ГД ФС РФ

20.07.2000г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 14.09.2000г.

24.04.2001г.

09.10.2001г.

30.10.2001г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 144624-4 ФЗ «Об экологических стандартах автотранспортных средств»

Снижение негативного воздействия автотранспортных средств на атмосферу и других компонентов окружающей среды городов, населенных пунктов путем введения запрета на производство и реализацию автотранспортных средств, не соответствующих требованиям европейского стандарта ЕВРО-3

Внесен в ГД ФС РФ

25.02.2005г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 10.03.2005г.

Снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ

10.01.2006г.

Проект № 97802163-2 ФЗ «О защите животных от жестокого обращения»

Сформулированы конкретные требования по гуманному обращению с животными

Внесен в ГД ФС РФ

19.06.1997г.

Принят ГД ФС РФ 01.12.1999г.

Отклонен и.о. Президента РФ 03.01.2000г.

Создана специальная комиссия, которая заседала в последний раз 24.01.2003г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 99051982-2 ФЗ

«О городском природопользовании»

Регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления, пользования земельными, воздушными, водными и растительными природными ресурсами

Внесен в ГД ФС РФ

20.05.1999г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 21.06.1999г.

Отклонен ГД ФС РФ

06.12.2000г. по мотивам технико-юридических недостатков.

Проект № 216152-3 ФЗ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»

Правовая база платы за негативное воздействие

Внесен в ГД ФС РФ

17.06.2002г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 25.06.2002г.

10.12.2002г.

07.06.2005г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 330065-4 ФЗ «О внесении изменений в ст. 64 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 50 ФЗ «Об общих принципах ОМСУ в РФ»

В части организации и осуществления муниципального контроля в области охраны окружающей среды

Внесен в ГД ФС РФ

07.08.2006г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 12.09.2006г.

Рассматривался ГД ФС РФ в I чтении 22.12.2006г.

Проект № 321854-4 4 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды»

В части исключения муниципального экологического контроля из перечня видов экологического контроля

Внесен в ГД ФС РФ

15.07.2006г.

Рассматривался ГД ФС РФ в I чтении 22.12.2006г.

Проект № 339639-4 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об экологической экспертизе»

В части проведения в рамках экологической экспертизы этнологической экспертизы

Внесен в ГД ФС РФ

18.09.2006г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на 22.12. 2006г.

Проект № 235742-4 ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

В части государственного управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения

Внесен в ГД ФС РФ

11.11.2005г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

22.11.2005г.

24.11.2005г.

11.05.2006г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на октябрь 2006г.

Проект № 99374-3 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об экологической экспертизе»

В части ускорения проведения экологической экспертизы

Внесен в ГД ФС РФ

06.06.2001г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

26.06.2001г.

11.12.2001г.

18.06.2002г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на октябрь 2006г.

Проект № 255554-4 ФЗ «О внесении дополнений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

В части изменений режима особой охраны и (или) границ особо охраняемых природных территорий

Внесен в ГД ФС РФ

30.12.2005г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

24.01.2005г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 147045-4 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления»

В части приведения в соответствие с ФЗ «Об охране окружающей среды»

Внесен в ГД ФС РФ

14.03.2005г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

17.03.2005г.

07.03.2006г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на ноябрь 2006г.

Проект № 284071-4 Специальный технический регламент «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Внесен в ГД ФС РФ

29.03.2006г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

20.04.2006г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 358315-4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

В части уточнения полномочий субъектов РФ в области охраны окружающей среды

Внесен в ГД ФС РФ

09.11.2006г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

16.11.2006г.

Проект № 358376-4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

В части уточнения полномочий субъектов РФ в области организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды

Внесен в ГД ФС РФ

09.11.2006г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

16.11.2006г.

Проект № 358336-4 ФЗ «О внесении изменений в ст. 6 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

В части наделения органов исполнительной власти субъектов РФ правом самостоятельного осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов

Внесен в ГД ФС РФ

09.11.2006г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

16.11.1006г.

Проект № 361714-4 ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 ФЗ «Об охране озера Байкал»

В части определения водоохраной зоны озера Байкал

Внесен в ГД ФС РФ

15.11.2006г.

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

21.11.2006г.