News

Жалоба против нефтетерминала будет рассмотрена ООН

Опубликовано: 25/01/2007

Автор: Галина Рагузина

Жалоба жителей города Светлого, выступающих против строительства нефтетерминала, будет рассмотрена Комиссией по правам человека Организации объединенных наций (ООН) до конца июля.

Долгие месяцы изнурительной борьбы за свои права, в течение которых были поданы многочисленные запросы и обращения в 22 государственные инстанции и 10 исковых заявлений в суды, привели членов инициативной группы к выводу, что все средства защиты прав в своем государстве ими исчерпаны.

С 2004 года жители Светлого Калининградской области протестуют против планов компании ЗАО «БалтНафта» (дочерняя компания «Татнефти») построить терминал по перевалке нефтепродуктов в черте города. В 2005 году в Светлом по вопросу строительства терминала был проведен референдум — единственный экологический референдум в путинской России.

В конце декабря 2006 года председатель инициативной группы Юлия Рубиш получила письмо из Комиссии по правам человека ООН. В этом письме секретарь рабочей группы по обращениям Мария-Андрэ Эшази сообщает, что жалоба, отправленная от имени инициативной группы в июле 2006 года, получена и будет рассмотрена в срок до 24 июля 2007 года по процедуре 1503.

В соответствии с этой процедурой Комиссия уполномочена рассматривать «систематические, достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека и основных свобод, совершаемые в любой стране мира».

«Мы действуем с ведома и согласия 7532 жителей города Светлого, поддержавших нашу жалобу в Комиссию по правам человека ООН и поставивших свои подписи под нашим обращением. Жители уполномочили нас направить жалобу на нарушение прав на жилище, частную жизнь, благоприятную окружающую среду и справедливое судебное разбирательство государственными органами России», — так начинается жалоба, составленная в соответствии с Факультативным протоколом о гражданских и политических правах ООН.

Мертвые души за терминал
В марте 2004 года глава муниципального образования «Светловский городской округ» подписал постановление о выделении земельных участков под проектирование терминала по перевалке нефти в черте города Светлого, игнорируя положения Земельного кодекса РФ, предписывающего обязательное информирование местного населения до выделения земельных участков.

При этом нефтеперевалочная база грузооборотом 900 тыс. тонн оказывается в 250 м от жилых домов, в то время как санитарно-защитная зона для таких объектов составляет 1000 метров.

В январе 2005 была зарегистрирована инициативная группа по подготовке местного референдума по вопросу размещения нефтяного терминала в жилых кварталах города. В референдуме, который состоялся 22 мая 2005 года, приняло участие 10720 человек из 22105, включенных в списки.

«Жители Светлого показали пример всем нам – смогли организовать референдум», — заявил тогда заместитель руководителя партии «Яблоко» Сергей Митрохин и призвал жителей города принять участие в голосовании.

Против строительства нефтетерминала проголосовали 10498 человек (98%), за – 140, 82 бюллетеня признаны испорченными.

«Мы расцениваем столь активный отклик жителей Светлого как значительный кредит доверия противникам строительства опасных нефтяных терминалов», — прокомментировал результат референдума эксперт «Экозащиты!» Андрей Ожаровский.

Тем не менее, проведенный референдум был признан несостоявшимся, поскольку, согласно законодательству, для легитимности голосования необходимо участие 50% зарегистрированных избирателей. На избирательные же участки пришло 48,5% избирателей.

Инициативная группа обратилась в суд с исковым заявлением об отмене решения о несостоявшемся референдуме. Были выявлены многочисленные факты нарушений при составлении списков избирателей. Так, 370 граждан, потерявших право голосовать на территории округа «в связи со смертью, изменением регистрации, нахождением в армии и в исправительных учреждениях», были включены в списки. Кроме того, несколько сотен граждан, зарегистрированных в Светловском округе, но фактически проживающих в других регионах России и за границей, а также находящиеся в плавании моряки были лишены возможности выразить свое волеизъявление.

Самый справедливый и гуманный
12 июля 2005 года Калининградская областная инспекция государственного архитектурно-строительного надзора выдает «БалтНафте» разрешение на строительство. Инициативная группа противников строительства нефтетерминала подает в суд иск о признании этого разрешения незаконным, поскольку ст. 40 Градостроительного кодекса Калининградской области, наделявшая инспекцию полномочиями на выдачу разрешений на монтажно-строительные работы, отменена.

Инициативная группа подает одну жалобу за другой, ссылаясь на ст. 1065 «Предупреждение причинения вреда» Гражданского кодекса России, на закон РФ «Об охране окружающей среды», указывая на нарушение санитарных правил и норм.

Инициативная группа указывает на несоответствие актов по землеотводу на терминал и участки для отстоя вагонов с нефтепродуктами проектному грузообороту. Изначальный проектный грузооборот терминала составлял 300-420 тыс. т, и именно в таком виде проект, авторам которого известно, что санитарно-защитная зона для таких предприятий составляет 500 м и может быть сокращена до 250, был согласован с главой администрации Светлого. Впоследствии же проектный грузооборот терминала был увеличен до 900 тыс. тонн, а санитарно-защитная полоса была оставлена прежней.

Тем не менее, 20 декабря 2005 года суд Ленинградского района Калининграда признал законной выдачу областной инспекцией Госархстройнадзора разрешения на строительство нефтетерминала. Инициативная группа подала кассационную жалобу в Судебную коллегию Калининградского областного суда, а 12 апреля 2006 года получила отказ в ее удовлетворении. Та же судьба постигла прочие иски, начатые инициативной группой: о признании незаконным заключения главы администрации Светлого на согласие о выдаче сводного экспертного заключения нефтепервалочной базе, о признании незаконным санитарно-эпидемиологического заключения на сокращение санитарно-защитной зоны для «БалтНафта».

Терминал-нелегал

В июле 2006 года, благодаря обращению к заместителю руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Олегу Митволю и встрече с ним, члены инициативной группы смогли получить акты проверки соблюдения природоохранного законодательства ЗАО «Балтнафта» в городе Светлом, выполненные Управлением Росприроднадзора по Калининградской области, в которых отмечены многочисленные нарушения законодательства, допущенные при размещении объекта.

В ходе проведения проверки комиссией Росприроднадзора было установлено, что указанный земельный участок согласовывался Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Калининградской области под размещение терминала мощностью 300-420 тыс. тонн в год. На ту же мощность составлено архитектурно-планировочное задание, согласованное Управлением архитектуры и градостроительства областной администрации и отвод земельного участка, согласованный центром Госсанэпиднадзора. Наконец, в постановлении постановлением главы Светлого о месте размещения терминала, речь опять-таки идет о мощности 300-420 тыс. тонн в год.

Однако в состав проекта, представленного на государственную экспертизу в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) включен акт о выборе земельного участка под строительство терминала по перевалке нефтепродуктов объемом 900 тыс. тонн в год, не согласованный с природоохранным надзорным органом. Таким образом были нарушены ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 105 Водного кодекса, ст. 31 Земельного кодекса РФ.

«Эти акты мы передали в областную прокуратуру, говорит Юлия Рубиш, председатель инициативной группы, но там сделали вид, что нарушений нет, хотя в актах чёрным по белому написано, что Росприроднадзор не согласовывал акты на размещение терминала с таким грузооборотом».

БалтНафта
В октябре 2006 года ЗАО «Балтнафта» было зарегистрировано резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области, заявив о капиталовложении 867,5 млн. рублей в перевалочную базу нефтепродуктов в Светлом. Руководитель компании Анатолий Парфенюк признает, что связанная с волной протестов временная остановка проекта строительства нефтеперевалочного комплекса нанесла предприятию существенный финансовый ущерб, однако планирует ввод объекта в эксплуатацию в конце 2007 года.

«Каждый инвестор рассчитывает на благоприятный ход событий. В нашем случае начальный этап реализации проекта был не самый удачный, — говорит Парфенюк. — Однако я думаю, что неприятные события уже закончились».

Тем не менее, по словам члена инициативной группы Анны Бегичевой, в январе 2007 года на стройплощадке «БалтНафты» наблюдаются бездействие и безлюдье. «Все местные жители уволились в связи с невыплатами зарплаты, рассказывает она. Сбежали даже приезжие гастарбайтеры»