News

Росатом раскинул сети сотрудничества

Rosatom work group
Vera Ponomareva

Опубликовано: 24/01/2007

Автор: Вера Пономарева

Во вторник в Петербурге прошло первое заседание рабочей группы Росатома по Северо-западному региону, в которую вошли представители общественных организаций. Экологи не скрывают своих опасений в том, что Росатом создает лишь видимость диалога.

По признанию советника руковолителя Росатома Игоря Конышева, рабочая группа должна создать «дружественный интерфейс» между общественностью и предприятиями Росатома. «Основная задача Росатома в работе с общественными организациями – перейти от парадигмы всеобщего контроля и недоверия к парадигме сотрудничества и открытости».

В рабочую группу вошли 25 человек – представители Ядерного общества, организаций «Зеленый мир», «Беллона», «Гея», петербургского центра экспертиз «ЭКОМ», Всероссийского общества охраны природы, «Зеленый крест», а также представители администрации Соснового Бора. Мурманская организация «Природа и молодежь», первоначально включенная в состав рабочей группы, заявила о своем выходе из нее, назвав группу «ширмой для реализации опасных проектов».

По замыслу Росатома, группа должна провести конкурс экологических и социальных проектов среди некоммерческих организаций Северо-Запада. Конкурс будет объявлен 10 февраля, а в середине апреля должно состояться подведение итогов.

Интерфейс или решение конкретных проблем?
По мнению экологов, целью сотрудничества с Росатомом не должно быть лишь создание «дружественного интерфейса».

«По количеству проблем, связанных с атомной отраслью, Северо-Запад России ничем не уступает таким “всемирно известным” регионам, как Красноярский край и Челябинская область», — считает Александр Никитин, председатель экологического правозащитного центра «Беллона».

По словам Никитина, большую проблему для Северо-Запада представляет утилизация атомных судов в Архангельской и Мурманской областях. Кроме подводных лодок, на Северном флоте сосредоточено самое большое в мире количество гражданских атомных судов и судов атомно-технологического обслуживания. Большая часть этих судов выработала свой срок и должна быть утилизирована, каждое третье судно находится в аварийном состоянии. Концепция утилизации судов АТО не разработана.

Новый вызов для экологических организаций – это планы по строительству первой плавучей АЭС, которую предполагается эксплуатировать на заводе «Севмаш» в городе Северодвинске. Экологи уже много раз заявляли об опасности плавучих АЭС и недопустимости реализации таких проектов.

Несмотря на огромное количество атомных объектов в регионе, до сих пор не решен вопрос хранения радиоактивных отходов. В Мурманской области единственное хранилище, принадлежащее спецкомбинату «Радон», было закрыто в 1994 году. В Ленинградской области на сегодняшний день хранилища «Радона» также переполнены.

Серьезные опасения экологов вызывают Кольская и Ленинградская атомные станции, на которых работают самые старые энергоблоки в России. Продление их ресурса представляет угрозу для экологии и безопасности, а строительство двух новых станций – КАЭС-2 и ЛАЭС-2 – еще больше увеличит экологическую нагрузку на регион.

«Ни один регион в мире не имеет столько проблем. Поэтому мы должны приветствовать инициативы Росатома. Даже если рабочая группа поможет решить один процент этих проблем, от нее уже будет польза», — говорит Никитин.

Олег Бодров, председатель сосновоборской организации «Зеленый мир», обратил внимание на ситуацию с атомными станциями в регионе: «Нужно прежде всего включиться в общественное участие по новым атомным станциям, – Ленинградской и Кольской – предлагая конкретные альтернативы, – заявил Бодров. – Важно также, чтобы началась проработка концепции вывода из эксплуатации ЛАЭС и КАЭС. Здесь понадобятся не только технологические решения, но и социальные и экологические».

По словам экологов, большую угрозу для Северо-Запада представляет завод по переплавке радиоактивных металлов «Экомет-С», расположенный на территории ЛАЭС. Завод намерен увеличить проекную мощность в два раза и принимать металлы на переплавку из регионов России. По официальным данным Росатома, в России таких металлов 600 тысяч тонн. По признанию представителей «Экомет-С», запланирован также импорт радиоактивных металлических отходов из других стран, в частности, идут предварительные переговоры с компаниями из Германии, Литвы, Болгарии, Венгрии.

«Важно, чтобы общественность начала международную кампанию в Балтийском регионе, чобы противостоять этой идее», – считает Бодров.

«Природа и молодежь»: рабочая группа — ширма для опасных проектов
Председатель организации «Природа и молодежь» Виталий Серветник объяснил свой выход из состава рабочей группы тем, что Росатом до сих пор никак не подтвердил свое стремление к конструктивному диалогу с общественностью. «Причины в том, что Росатом систематически игнорирует наши письма и обращения, нарушая при этом российские законы. Контакты носят несистемный, хаотический характер и используются как ширма для реализации опасных проектов в регионе», – заявил Серветник.

В декабре 2006 года «Природа и Молодежь» провела общественные слушания по вопросу строительства Кольской АЭС-2 в четырех городах Мурманской области – в Апатитах, Оленегорске, Мончегорске и Кандалакше. 89% участников слушаний высказались против идеи строительства новой АЭС.

Несмотря на заявление Сергея Кириенко о том, что Росатом «не будет строить объекты в тех регионах, где атомную энергетику не поддерживает более 50% населения», агентство до сих пор никак не прореагировало на представленные результаты слушаний.

Кроме того, Росатом, игнорируя мнение общественности и прокуратуры, заявил о начале работ по продлению сверх проектного срока эксплуатации третьего энергоблока Кольской АЭС.

По мнению Андрея Ожаровского, координатора группы «Экозащита!», инициатива Росатома направлена лишь на создание видимости общественного участия. Опыт такого «сотрудничества» уже есть – например, Общественные совет при Минатоме, созданный в 2003 году, стал откровенной имитацией конструктивного диалога между общественностью и атомщиками, говорит Ожаровский,

О пиар-намерениях Росатома, по словам Ожаровского, свидетельствует еще и тот факт, что перед общественными организациями не поставили никакой конкретной задачи, кроме собственно сотрудничества. В этом отличие рабочей группы на Северо-Западе от подобной инициативы, предпринятой в прошлом году в Челябинской области. «В Челябинской области была совершенно другая ситуация: там были конкретные люди, которые пострадали от деятельности атомного комбината “Маяк”. После 50 лет молчания, Росатом наконец согласился признать их пострадвшими и помочь им».

Конкурс «Теча-2006», проведенный общественными организациями при поддержке Росатома в Челябинской области, стал одной из первых инициатив Сергея Кириенка на посту руководителя агентства. Конкурс был направлен на решение социальных и экологических проблем, связанных с последствиями радиоактивного загрязнения реки Течи и прилегающих районов.

В 2007 году Росатом планирует провести подобные конкурсы в Иркутской и Томской областях, а также в Красноярском крае.