News

Иркутяне против ядерных отходов

Григорий Пасько

Опубликовано: 15/01/2007

Автор: Григорий Пасько

…Мы возвращались в Иркутск затемно по знаменитому Байкальскому тракту. Когда-то по нему гнали этапом каторжников в Забайкалье. Теперь планируют строить гостиницы.

Back to USSR
Когда-то, в студенческие годы, судьба помотала меня по СССР: Архангельск, Северодвинск, Хабаровск, Ванино, Владивосток, Ленинград, Львов, Ивано-Франковск, Кривой Рог, Запорожье… Помимо одинаковой жизни, одинаковых одежд и одинаковой еды везде в СССР были одинаковые здания. Они назывались типовыми. Особенно эта «типовость» бросалась в глаза на автовокзалах и в аэропортах. Типовой аэропорт помню до сих пор. Одноэтажное здание с небольшим центральным холлом и двумя скромными пристройками. Зал для получения багажа — в соседней деревянной пристройке. Таким запомнился мне типовой аэровокзал времен СССР. А когда я стал забывать его примитивный образ, журналистская доля забросила меня в Иркутск образца конца 2006 года.

Выхожу на трап самолета. Уши вянут от мороза — минус 30. И это после плюс шести в Москве. Перебежками вместе с пассажирами добегаю до автобуса. Он привозит нас в… деревянный сарай, едва теплый, с кучей набившегося в него народу. Оказалось, что это пристройка к типовому, не изменившемуся с советских времен, аэровокзалу. «Всего» около часа понадобилось, чтобы получить багаж.

bodytextimage_115_1547.jpg Photo: Григорий Пасько

…Мы прибыли в Порт Байкал, оттуда на катере — в Листвянку. Величественное здание современной гостиницы, абсолютно не вписывающейся в местный ландшафт, встретило нас в Листвянке. Позже нас рассказали, что мэр Листвянки Татьяна Казакова, владелица ресторанов и гостиниц, планирует построить в тех местах сеть гостиниц. Причем, прямо на территории заповедника. Ее претенциозный проект «Байкал-Сити», по ее же словам, получил поддержку властей. Так всегда бывает в России в последнее время: то, что нашло поддержку властей, как правило, не находит ее у народа. В частности, против «Сити» на Байкале местные экологи. Евгений Кравкль, одни из них, прочитал мне лекцию о вреде Казаковой для природы Байкала. Он — поэт, он влюблен в природу Байкала. Он своими руками построил деревянный дом — красивый и экологически чистый. Я, к примеру, хотел бы жить там в таком доме, а не в гостинице мадам Казаковой.

Хотя внутри гостиница хороша. Я спросил у уборщицы, что она думает по поводу сети гостиниц. А мне все равно, ответила женщина. За окнами стоял густой пар: в том месте, где вытекает из Байкала Ангара, вода никогда не замерзает.

…Есть в Иркутске забавные институты — земной коры и солнечно-земной физики. В век дикого капитализма странно было слышать от бывшей сотрудницы института земной коры о загадках разлома, в месте которого и появился Байкал; о среднеширотных сияниях на юге Восточной Сибири во время больших геомагнитных бурь; о вариациях интенсивности космических лучей при солнечно-гелиосферных экстремальных событиях… И это тоже — жизнь тех мест.

…Мы возвращались в Иркутск затемно по знаменитому Байкальскому тракту. Когда-то по нему гнали этапом каторжников в Забайкалье. Теперь планируют строить гостиницы. Кто знает, может, проектировщики счастья народного когда-нибудь и научатся прислушиваться к мнению самого народа.