News

Новый год — новые законы

www.redburda.ru

Опубликовано: 09/01/2007

Автор: Нина Поправко

Начался новый 2007 год. Вступают в силу новые законы и поправки к кодексам. Что же меняется для нас?

Новое на федеральном уровне
С 1 января 2007 года вступили в силу новые Лесной и Водный кодексы Российской Федерации, принятие которых достаточно подробно освещалось на страницах журнала «Экология и право».

В принятии новых законов заинтересован крупный олигархический капитал, хотя нас всех убеждают, что кодексы принимаются в рамках борьбы с коррупцией и административными барьерами. Документы приняты «сырыми», нормативно-правовых актов, которые должно принять Правительство, пока нет, основные полномочия будут переданы субъектам Федерации, которые окажутся в сложном положении из-за отсутствия и регионального законодательства, а 2007 год объявлен как переходный период.

Основная цель законов — ликвидация государственной собственности на водные и лесные объекты, передача их юридическим и физическим лицам. Основой лесо- и водопользования будут договоры аренды водных и лесных объектов, регулируемые Гражданским кодексом РФ (ГПК), нормы которого позволяют арендатору выкупать арендованный объект. Оба закона приняты без проведения обязательной государственной экологической экспертизы на федеральном уровне.

Также с первых чисел нового года вступает в силу закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты». Эти изменения касаются целого ряда действующих законов в области охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы. Практически отмена ее, как механизма реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, существенно снижает роль общественности и общественных объединений в принятии экологически значимых решений.

Такие перемены вызывают большие опасения, так как из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности экологическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. А недостаточное развитие законодательной природоохранной базы, не позволяет обществу осуществлять экологический контроль и своевременно получать достоверную информацию об окружающей среде.

Право граждан на обращение
2 ноября 2006 года вступил в силу Федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон), который позволяет реализовать наше конституционное право на обращение лично, письменно, по телефону или электронной почте в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами. Срок рассмотрения обращений – 30 дней с момента регистрации. В исключительных случаях срок может быть продлен не более чем на 30 дней с соответствующим уведомлением заявителя.

В соответствии с ч.1 ст.11 Закона ответ не предоставляется, если в письменном обращении:

• отсутствуют фамилия отправителя, обратный адрес по которому должен быть отправлен ответ;

• имеются нецензурные либо оскорбительные выражения в адрес должностного лица или членов его семьи;

• если текст обращения не поддается прочтению.

В соответствии с ч.5 ст.11 Закона, повторные обращения граждан по одним и тем же вопросам, на которые уже давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, чиновниками не рассматриваются и должностное лицо вправе принять решение о прекращении переписки.

Конечно, есть категория граждан, которая любит писать по поводу и без повода, так что чиновники оградили себя от такого рода заявителей. А кто будет контролировать самих чиновников в части аргументации и мотивации их ответа заявителю? Ведь не редкость, когда государственные и муниципальные служащие затягивают сроки рассмотрения обращений, жалобы и заявления направляются из одной инстанции в другую по формальным основаниям, принимаются незаконные и необоснованные решения, предоставляются неполные ответы с дежурной фразой о том, что «в случае несогласия Вы вправе обратиться в суд».

За заведомо ложные обращения, содержащие сведения, полностью или частично не соответствующие действительности, Закон в соответствии ч.2 ст.16 предполагает взыскание с гражданина по решению суда расходов, понесенных в связи с рассмотрением обращения органами власти. Помимо имущественной ответственности гражданин отвечает также за клевету и заведомо ложный донос в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ.

Из своей практики могу привести пример, когда на заявление в районную Администрацию по вопросу вырубки зеленых насаждений на придомовой территории, был дан ответ, что «доводы изложенные в заявлении не нашли своего подтверждения», а обслуживающей организацией представлен акт, в соответствии с которым «сноса деревьев на придомовой территории не установлено». На запрос о предоставлении копии акта ответа не последовало.

В самом Законе не содержится норм, предусматривающих ответственность органов власти в случае их неправомерных действий или бездействия, а отсылает к иному законодательству Российской Федерации, в соответствии с которым предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная ответственности, в зависимости от характера причиненного ущерба.

На федеральном уровне сейчас разрабатывается законопроект о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которым и государственные органы и органы местного самоуправления будут нести административную ответственность в случае нарушения прав граждан на обращение.

Согласно ст.133 Основного закона РФ «местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти».

Правда, не припоминается случаев обращения органов местного самоуправления в суд с заявлением, чтобы признать недействительными акты органов государственной власти.

Судебный порядок обжалования, нарушенных прав и свобод граждан регламентирует глава 25 ГПК РФ и Федеральный Закон РФ от 27 апреля 1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Н.Поправко Строить по закону//Экология и право, 2005, №3, с.24).

Готовы ли наши суды справиться с таким потоком заявлений и жалоб, рассмотреть их в сроки, предусмотренные законом и насколько эффективна буде судебная защита?

В случае нарушения прав и свобод гражданина органами власти и, когда исчерпаны внутригосударственные средства защиты, можно обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

На региональном уровне
В начале 2007 года в Санкт-Петербурге должны быть приняты Правила землепользования и застройки, общественные слушания по обсуждению которых прошли во всех районах города. В Правилах, которые будут иметь статус регионального закона должны быть отражены вопросы градостроительной деятельности города, в частности уровни высотного регламента, возможности уплотнительной застройки, методики расчета парковочных мест для личного автотранспорта. После принятия Правил для внесения в них изменений публичные слушания по проектам документов градостроительного зонирования проводятся в соответствующих муниципальных образованиях.

Также на повестке дня у питерских депутатов принятие закона о санитарно-защитных зонах (СЗЗ), в котором должна быть предусмотрена ответственность руководителя предприятий за нарушение СЗЗ, полнота и достоверность информации при разработке новых проектов и всех мероприятий по организации СЗЗ. В IV квартале 2007 года должен быть принят закон «Об экологической полиции в Санкт-Петербурге», который будет регулировать общественные отношения по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды, установит структуру и полномочия экологической полиции в системе правоохранительных органов Санкт-Петербурга и их взаимодействие.

С 1 января 2007 года вступает в силу закон Санкт-Петербурга №491-70 ФЗ «О государственной экологической экспертизе», который состоит из трех статей, где перечислены полномочия законодательного Собрания и правительства Санкт-Петербурга, а также финансовое обеспечение для осуществления полномочий в области государственной экологической экспертизы. Санкт-Петербург подошел к решению вопросов об экологической экспертизе во всеоружии, и в нашем городе уже создана Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, которая и осуществляет государственную политику в сфере строительного надзора и экспертизы, градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию объектов, независимо от источников финансирования и форм собственности. Именно эта служба теперь и будет давать заключение о соответствии проектной документации экологическим требованиям, установленным техническим регламентами и законодательству в области охраны окружающей среды, оценивать экологическую безопасность проекта, его соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству, не требуя при этом у заказчика предоставления материалов оценки воздействия на окружающую среду обитания и информацию о предполагаемых последствиях.

Так что граждане и общественные организации, в случае несогласия с принятыми решениями могут отстаивать свои права на благоприятную окружающую среду и требовать возмещения ее вреда в судах, ссылаясь на нормы пока еще действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил, гигиенических нормативов, предельно-допустимых выбросов и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также Конституцию РФ, статья 2 которой гарантирует, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства». Также в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков может осуществляться экологическое страхование.

А вообще хочется надеяться, что после громкой кампании по борьбе с коррупцией, будет принят Экологический кодекс РФ, и что Россия ратифицирует Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Ведь цель Конвенции, чтобы принятие экологически значимых решений было открытым и прозрачным, так как эффективная охрана окружающей природной среды возможна тогда, когда и граждане, и экологические организации, и государственные органы будут работать сообща над принятием экологически значимых решений.