News

«Арктик Санрайз» идет на абордаж

Greenpeace

Опубликовано: 13/11/2006

Автор: подготовил Вадим Гладилов

Корабль Гринпис «Арктик санрайз», в начале ноября заходивший в Санкт-Петербург и ушедший потом патрулировать Балтийское море, отыскал первую «жертву». Ею стал сухогруз «Русич-1», на борту которого находится груз кормовой сои. По мнению гринписовцев, подтвержденному лабораторными исследованиями, это трансгенная соя.

Во время предыдущего захода «Арктик санрайз» в Санкт-Петербург его команда провела пресс-конференцию, на которой разъяснила цель предстоявшей акции. Россия, которая сама почти не производит генетически-модифицированных продуктов, стала довольно крупным ее импортером из самых различных стран. С яростным протестом против этого и выступил Гринпис. Один из журналистов настойчиво пытался выяснить на пресс-конференции, какой тактики будет придерживаться команда, патрулируя воды Балтики. Тогда никто не стал раскрывать сути предстоящих событий. А вот теперь все это выяснилось.

Как сообщил Гринпис, 12 ноября 2006 года ледокол «Арктик Санрайз» остановил российский сухогруз «Русич-1», который подозревается в перевозке трансгенной сои. Активисты Гринпис поднялись на борт и взяли пробы сои, чтобы протестировать её на наличие трансгенов. Пробы дали положительный результат. Однако в документах на груз об этом ничего не сказано.

Акция проводилась в 200 милях от Санкт-Петербурга, куда и направлялся сухогруз из порта Амстердама. Трое активистов Гринпис приковали себя на борту сухогруза, с требованием прекратить ввоз генетически-модифицированной (ГМ) сои в Россию. Компания перевозчик требует убрать всех активистов с судна, угрожая «организовать серьезные проблемы» для всех участников акции.

По данным Гринпис, на борту «Русич-1» находится около 5 тысяч тонн кормовой ГМ-сои. Страной происхождения груза является либо США, либо Аргентина. Это подтверждается отчетами Департамента сельского хозяйства США, по данным которых большая часть американской сои поступает в Россию как раз через Нидерланды (77% импорта). Вторым крупнейшим импортером сои в РФ считается Аргентина.

Вся аргентинская, а также 89% американской сои является генетически измененной.

13 ноября акция Гринпис против ввоза трангенной сои в Россию продолжилась в порту Петербурга. При подходе к причалу корабль, который доставил в Россию груз трансгенной сои, сопровождали лодки Гринпис с плакатами «GMO, go home». На носу сухогруза, активистам Гринпис удалось вывесить аналогичный плакат на русском языке: «Нет трансгенам в России». Однако плакат быстро убрали. Такие же лозунги были развернуты на вертолетной площадке ледокола «Арктик санрайз», который проследовал мимо сухогруза.

Гринпис напоминает, что трое активистов Гринпис были задержаны командой этого судна. В настоящий момент с ними разбираются представители уголовного розыска и ФСБ.

Комментируя прошедшую акцию, руководитель генетической программы Гринпис России Наталия Олефиренко сказала: «В нашей стране трансгенная соя пока не выращивается — вся она поступает к нам из-за Рубежа. Безопасность трансгенов еще не доказана, при этом необходимый контроль за их оборотом и использованием в России до сих пор отсутствует. Поэтому единственный способ защитить российских потребителей от экспериментов над ними — остановить импорт трансгенов в страну».

ГМ соя используется не только в пищевой промышленности — 80% производимых в мире ГМ сортов идут на корм скоту и птице. Соевые корма становятся все более популярными и среди российских животноводов.

«Последствия употребления продуктов, полученных от животных, выращенных на трангенных кормах, пока не изучены. В 2004 году появились скандальные данные о том, что ГМ-ДНК были обнаружены в мясе цыплят, выращенных на трансгенной кукурузе, — продолжила Наталия Олефиренко. — Тем не менее, по российскому законодательству такие продукты не подлежат обязательной маркировке».

Учитывая потенциальный риск употребления ГМ-сои для здоровья человека, Гринпис требует вернуть трансгенный груз «Русича-1» обратно в порт Амстердама, а также обращается к компаниям-закупщикам соевого сырья с требованием отказаться от использования ГМ-сортов.