News

Вечная российская забава — поиск козлов отпущения

Григорий Пасько

Опубликовано: 08/11/2006

Автор: Григорий Пасько

Интервью редактора журнала «Экология и право» с председателем комитета Госдумы по экологии Владимиром Грачевым.

— Владимир Александрович, по сообщениям СМИ, вы передали губернатору Челябинской области Петру Сумину официальное заключение по проблеме ПО «Маяк», подписанное 32 академиками, учеными и специалистами в области ядерной безопасности. Также сообщается, что Вы проинформировали главу региона о работе, проделанной комитетом ГД по экологии по вопросу Теченского каскада водоемов. Что собой представляет официальное заключение по содержанию? Каковы экологические перспективы Челябинской области?

— Специально созданная научная комиссия всестороннее проанализировала причины загрязнения Теченского каскада и разработала меры для очистки водоемов, загрязненных в свое время радиационными выбросами ПО «Маяк».

Конкретные шаги по реализации этих мер уже сделаны: несколько дней назад правительство РФ выделило 600 млн. рублей для реализации программы реабилитации села Муслюмово.

Хотел бы отметить, что проблемы «Маяка» и Челябинской области зрели годами. Нельзя было обвинять во всех грехах одного директора «Маяка» или руководство Минатома. Это наша вечная забава — поиск козлов отпущения.

В числе других пунктов предложенного нами заключения – реконструкция плотины, создание регуляторов слива и отдельной канализации самого города. Сейчас же реально происходит выполнение программы реабилитации Муслюмово и сооружение канализации. В течение двух лет обещают все сделать. Глава Минатома Сергей Кириенко от слов перешел к делу. В отличие от двух предыдущих руководителей ведомства.

— Были ли проблемы с финансированием, организационные или другие?

— Нет, не было.

Примечание редакции:
Проблемы, как выяснилось, были и до сих пор остаются. И немалые. Главная в том, что люди – жители Муслюмово – не хотят переселяться в предложенный для жизни поселок – на станции Муслюмово. В настоящее же время в зоне загрязнения все еще живут люди. Вдоль реки Течи, зараженной радиоактивными сбросами «Маяка», расположено несколько деревень: Татарская Караболка, Мусакаево, Усть-Багряк. Население Муслюмово составляет около 3500 человек. По данным Bellona.web, о переселении жителей Муслюмово глава Росатома Сергей Кириенко заявил весной 2006 года, во время своего визита в Челябинскую область. Росатом выделил на реализацию проекта 600 млн. рублей. Из областного бюджета в ближайшие два года на эти цели будет направлено еще 450 млн. рублей.

— Владимир Александрович, известно, что существует проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс, предусматривающего, по сути, отмену экологической экспертизы и экологического контроля и надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства. Как комитет по экологии Госдумы отреагировал на этот замечательный проект?

— Мы трижды высказались против. В решении комитета по экологии записано, что при принятии законопроекта в существующей редакции будут ликвидированы все виды надзора и контроля за строительной деятельностью, в том числе пожарный, санитарно-эпидемиологический и экологический. Законопроект противоречит основным принципам охраны окружающей среды, перечисленным в федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». В случае принятия данного закона могут быть нарушены основные конституционные права граждан – право на получение информации, в том числе информации о состоянии окружающей среды. Мы считаем также, что вывод государственной экологической экспертизы из системы принятия управленческих решений вызовет значительную социальную напряженность в обществе, в первую очередь, в промышленных городах России.

Следует сказать, что наше мнение разделяют Ростехнадзор и Росприроднадзор. Мы согласились с мнением общественных организаций о том, что под благовидным предлогом устранения административных барьеров лоббируется полная ликвидация экологической экспертизы наиболее важных объектов.

Наш комитет решил не поддерживать принятие данного законопроекта в существующей редакции во втором чтении. Наше решение мы направили председателю Госдумы. Мы также обратились к президенту России, в правительство РФ, Совет безопасности России с просьбой поддержать позицию комитета по экологии Митволь против подписания такого закона, служба Пуликовского против, юристы грамотные против… Я их фамилии не назову, чтобы с работы не сняли. Денежные мешки не понимают — банки без ЭЭ не дадут им денег.

— Владимир Александрович, какие законы в этом году планирует принять Государственная дума России?

— Сегодня [беседа состоялась 1 ноября] будет принят в третьем чтении Лесной кодекс. Претензий к нему много осталось, но в части природоохранной, на мой взгляд, там все нормально.

Два закона в этом году должны быть приняты: «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» — Ростехнадзор никак не может его доработать, и «О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда» — он принят в первом чтении, дело за правительством, он у них на доработке.

— Сегодня снова всплыл вопрос с поставками так называемых «чернобыльских труб» в Россию. Какова реакция на этот шум комитета по экологии?

— Мы выразили свою озабоченность по этому поводу. На Украине нас поддерживают органы санэпиднадзора и Генеральная прокуратура Украины. Им безобразия тоже не нужны.

Наш комитет обратился в соответствующие органы, в том числе и в Раду, с тем, чтобы они рассмотрели вопрос об использовании «грязного» металлолома. По нашим сведениям, прокуратура возбудила уже 30 уголовных дел по фактам использования загрязненного металла. Ответа пока мы не получили.

Самое главное, что есть наведенная радиация. Тяжелые трансурановые элементы, частицы могут попасть в организм человека. Мы направили также письма мэру Москвы Юрию Лужкову и губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, что украинские трубы опасны. Академия наук нас поддерживает.

Наш комитет единогласно постановил не допустить появление труб — это приведет к массовой гибели людей. Чернобыльский металл — это не порча отношений с Украиной, это вопрос безопасности людей. Меры санэпидконтроля у нас работает замечательно. Так что, надеемся, проблем удастся избежать.