News

Транспортировка ядерных материалов

Опубликовано: 13/10/2006

Автор: Вера Пономарева

Закон о транспортировках ядерных материалов необходимо принять на федеральном уровне. Об этом на круглом столе, посвященном ядерным транспортировкам, заявила депутат петербургского парламента Наталья Евдокимова.

«Нельзя работать в таком нормативном поле, когда один акт идет за следующим, то ли отменяет его, то ли не отменяет. Это тем более опасно в той области, где от этих изменений зависит здоровье и жизнь десятков тысяч людей», — сказала Евдокимова.

По сообщению Александра Шишкина, генерального директора федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Изотоп», через Санкт-Петербург ежегодно перевозится более 50 тысяч тонн ядерных материалов.

«Мы занимаемся транспортировкой ядерных материалов уже 50 лет, и занимаемся довольно успешно: за все это время не произошло ни одной аварии», — сказал Шишкин. Однако экологи не разделили оптимизм Шишкина.

На круглом столе, проведенном в Петербурге экологическими организациями «Беллона» и «Экозащита!», присутствовали представители атомной отрасли – ФГУП «Изотоп» и ОАО «Техснабэкспорт», петербургского Законодательного собрания, межрайонной природоохранной прокуратуры, экологических организаций из России (Гринпис России), Германии (SOFA и Aktionsbuendnis Muensterland gegen Atomanlagen) и Норвегии (Nature and Youth). К сожалению, представители ОАО «Российские железные дороги», порта и Ростехнадзора – имеющих непосредственное отношение к перевозкам радиоактивных грузов – не откликнулись на приглашение участвовать в дискуссии.

Основные опасения, высказанные экологами – отсутствие четких норм и правил безопасности, недостаточный контроль за их соблюдением, а также режим секретности, не позволяющий информировать жителей регионов о прохождении таких грузов.

«Все больше и больше ядерных материалов транспортируется по России, конкретно через железнодорожные узлы и порт Санкт-Петербурга. Мы хотели бы быть уверенными в том, что у нас достаточная нормативная база, которая обеспечивает безопасность этой транспортировки, во-вторых – в том, что эти нормы соблюдаются очень жестко, в-третьих — что контролирующие органы также гарантируют соблюдение этих норм. В общественных организациях сейчас нет такой уверенности», — заявил Александр Никитин, председатель экологического правозащитного центра «Беллона».

Охрана составов

«Если мы верим документам надзорных органов, то совершенно очевидно, что составы с радиоактивными веществами ходят иногда просто без охраны. Также бывают случаи, когда охрану выставляют, но это солдаты-первогодки, которым даже не говорят, что именно они охраняют. На наш взгляд, компании, которые занимаются ядерным бизнесом и Росатом в первую очередь, должны уделять больше внимания охране радиоактивных грузов,» — заявил сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк.

По словам Шишкина, согласно существующим нормам, вооруженной охране при транспортировке подлежат только оксиды урана. Остальные ядерные материалы перевозятся по территории России только в сопровождении представителя грузополучателя или грузоотправителя.

«Безусловно, эти правила следовало бы пересмотреть. Подобные грузы, в особенности на железнодорожных станциях, нужно охранять, потому что угроза терроризма достаточно высока,» — считает Шишкин.

Капитолово

[picture1]В июле 2006 года активисты петербургского отделения «Гринпис» обнаружили несколько неохраняемых составов с гексафторидом урана, стоявших на железнодорожной станции Капитолово (Ленинградская область), где находится база предприятия «Изотоп». Вагоны находились в непосредственной близости от пассажирских платформ. При этом, по измерениям «Гринпис», мощность дозы на платформе с пассажирами составила 800 микрорентген в час, что в 40 раз превышает природный фон.

«Ядерная и радиационная безопасность находится на таком уровне, что транспортировка ядерных материалов не представляет никакой угрозы для населения. Чтобы человек получил предельную годовую дозу, не наносящую вред здоровью, ему нужно было бы простоять на платформе Капитолово 400 часов», — прокомментировал эту ситуацию Шишкин.

«Такого рода перевозка может быть великолепным подарком для террористов – как для их обеспечения радиоактивными материалами, так и непосредственно как объект теракта, — говорит Дмитрий Артамонов, руководитель отделения Гринпис в Санкт-Петербурге. – Такой теракт может привести к очень серьезным последствиям, поскольку разрушить контейнеры особого труда не представляет. Да и террористы совершенно не обязательны — в случае «обычной» аварии эффект может быть ничуть не меньше».

Информирование общественности

Проблема информирования людей о том, что через их город будет проходить транспорт с ядерными материалами, вызвала оживленные споры.

«Я как специалист могу сказать, что при оповещении уровень внештатных ситуаций увеличивается в четыре раза», — заявил директор научно исследовательского института промышленной и морской медицины Федерального медико-биологического агентства РФ Виталий Довгуша.

Однако, по мнению депутата Законодательного собрания Натальи Евдокимовой, сообщать о предстоящей транспортировке необходимо.

«Я считаю, если человек информирован – он наполовину обезопасен. С моей точки зрения, не надо в рупор об этом говорить, но должны быть открытые источники, где каждый желающий может взять эту информацию. Кто посмотрит этот источник – другой вопрос, но я совершенно уверена, что граждане имеют право знать о таких перевозках».

Опыт «Экозащиты!»
«Мы принципиально считаем, что знать о той или иной опасной деятельности — право гражданина России», — сказал Андрей Ожаровский, представитель группы «Экозащита!».

Несколько месяцев назад «Экозащита!» провела эксперимент, сообщив через средства массовой информации о маршруте транспортировки гексафторида урана.

«Этот опыт показал, во-первых, что в обществе есть интерес к этой теме, во-вторых — что люди готовы воспринят эту информацию адекватно, без паники. Теперь дело за малым — наладить информирование населения», — говорит Ожаровский.

Импорт гексафторида урана
[picture2 right]Матиас Айкофф, представитель немецкой организации Aktionsbuendnis Muensterland gegen Atomanlagen, представил позицию немецких экологических организаций относительно ввоза в Россию урановых «хвостов».

«Необходимо прекратить международную торговлю радиоактивными отходами. Каждая страна должна самостоятельно утилизировать опасные отходы, которые она производит», — сказал Матиас Айков.

Начиная с 1996 года немецкое подразделение корпорации URENCO отправляет отходы процесса обогащения урана (т.н. отвальный гексафторид урана или урановые «хвосты») в Россию. До 90% ввезенных отходов остается на российских предприятиях для окончательного захоронения. Общее количество РАО, поступивших в Россию за последнее десятилетие приближается к 100 тыс. тонн. В случае если бы Urenco самостоятельно занимались утилизацией радиоактивных отходов — стоимость ее продукции возросла бы примерно в 5 раз.

«Отправка гексафторида урана в Россию обусловлена не технологической необходимостью, а экономической выгодой компании URENCO», — заявил Айкофф.

Кроме того, частые ядерные транспортировки повышают риск террористических актов и аварий на морском и железнодорожном транспорте, полчеркнули экологи. Гексафторид урана отправляется из немецкого города Гронау поездом до Роттердама, затем перегружается на суда и по морю следует до Петербурга, а далее железнодорожным транспортом следует на заводы в Новоуральске (Свердловская обл), Северске (Томская обл) и Ангарске (Иркутская обл).

«Поскольку никто не может гарантировать полную безопасность этих перевозок – эти перевозки нужно остановить», — считает Айкофф.