News

Заключение ГЭЭ: для служебного пользования?

Вера Пономарева

Опубликовано: 28/09/2006

Автор: Вера Пономарева

Уже полгода жители домов на пересечении Гражданского пр. и ул. Верности в Петербурге пытаются отстоять сквер, на территории которого запланировано строительство пятиэтажного ресторана быстрого питания «Блиндональтс», совмещенного с развлекательным центром и офисами.

Об этих планах граждане узнали в марте, увидев под своими окнами наскоро возведенный забор. Затем — без заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и необходимых согласований — в сквере началась вырубка деревьев. С тех пор на месте предполагаемой стройплощадки проходят митинги, собрано несколько тысяч подписей против реализации проекта.

Под давлением общественности застройщик — ОАО «Агат» — вынужден был заказать государственную экспертизу. Только, по непонятной причине, «Агат» поспешил начать ГЭЭ до проведения общественных слушаний. Что самое удивительное, Управление Ростехнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области закрыло глаза на это обстоятельство, подписав приказ о начале экспертизы без необходимых протоколов слушаний.

21 июля состоялось последнее заседание экспертной комиссии, на котором было вынесено положительное заключение. Почему-то на это заседание забыли пригласить двух наблюдателей, делегированных муниципальным советом — руководителя петербургского отделения «Гринпис» Дмитрия Артамонова и представителя центра экспертиз «Эком» Полину Агаханянц.

bodytextimage_IMG_0058.JPG Photo: Вера Пономарева

«С самого начала строительства Ростехнадзор нарушал и продолжает нарушать закон, действуя не в интересах граждан, а в интересах коммерческих структур», — говорит Татьяна Кучурина, лидер инициативной группы жителей микрорайона.

Однако обжаловать незаконное решение чиновников в суде оказалось не так-то просто: ведь для того, чтобы подать иск, нужны документы. Первое обращение в суд с просьбой признать незаконным и отменить приказ о начале экспертизы было отклонено, так как заявительница не смогла предоставить судье оспариваемый приказ.

Теперь инициативная группа решила оспорить результаты экологической экспертизы. Но на запрос о предоставлении заключения ГЭЭ проекта глава Управления Ростехнадзора по Петербургу и Ленинградской области Сергей Титов ответил отказом. Возможно, он был бы рад выдать заключение ГЭЭ, но, к сожалению… не имеет на это права. «Согласно федеральному закону «Об экологической экспертизе» органы местного самоуправления могут получать от государственных органов необходимую информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы», — сообщил Титов.

«Закон можно трактовать по-разному. Но такая трактовка лишает нас права оспаривать заключение ГЭЭ, предусмотренное статьей 18 закона «Об экологической экспертизе». Это абсурд — если граждане не могут получить заключение ГЭЭ, которая проводится для того, чтобы были соблюдены их же права на благоприятную окружающую среду», — говорит Татьяна Кучурина.

Между тем, по словам директора центра экспертиз «Эком» Александра Карпова, этот отказ Ростехнадзора — далеко не единичный случай. С такой проблемой сталкивается большинство граждан, желающих получить копию экспертного заключения. «К сожалению, это обычная практика, — говорит Карпов. — Заключение ГЭЭ удается получить очень редко, под общественным давлением или в случае особой любезности государственных органов».

Остается только догадываться, отчего государственные органы, существующие на деньги налогоплательщиков, с таким упорством скрывают от них документы, созданные для их же собственного блага, ссылаясь при этом на скользкую формулировку в законе. В конце концов, ведь предоставление экспертного заключения законом никак не возбраняется!

Александр Карпов считает, что заключения ГЭЭ должны публиковаться и быть общедоступными. «Мы подготовили пакет поправок закону «О государственной экологической экспертизе в Санкт-Петербурге» и собираемся провести их через Законодательное собрание города. Наши поправки включают и этот пункт», — заявил Карпов.

Комментарий юриста:
Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» от 31.12.93, говорит, что право на информацию — одно из фундаментальных прав человека. Пункт 3 данного Указа, гласит, «деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

•          в доступности для граждан информации, представляющей интерес или затрагивающий личные интересы граждан;

•          в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

•          в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений,

•          должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанных с соблюдением прав и законных интересов граждан.