News

Кто живет в гайвинском бору?

Gayva
Alexander Zimbovsky

Опубликовано: 01/06/2006

Автор: Александр Зимбовский

«Жили-были в домах обычные дяденьки и тетеньки, а потом пришли уважаемые граждане и сказали, убирайтесь вон, а перед этим наведите порядок в лесу, там будут жить богатые и благородные», — так гайвинцы рассказывают о начале конфликта. У застройщиков другой взгляд на проблему.

«В этом лесу отдыхают одни бичи», — неоднократно заявляла представительница застройщика г-а Ратегова. Впрочем, если учесть социальный статус планирующих построить в этом бору коттеджи ребят, то, возможно, все мы для них бичи.

Ведь в гайвинском бору собираются обосноваться:
Альмухамметов Бари Ярмухаметович — районный прокурор, Гуляева Резеда Нагимовна — исполняющая обязанности жены главы администрации района, Нелюбин Владимир Александрович — авторитет, зам. председателя политсовета «Единой России», Петухов Николай Павлович — начальник районной милиции, Селезнев Виктор Тимофеевич — директор изоляторного завода и прочая элита современного общества.

Узнали гайвинцы о предстоящей застройке из объявления, извещающего о необходимости освободить бор от расположенных по его краю деревянных построек. То, что эти сараи были официально переданы людям в 60-х годах, во время постройки поселка, новых хозяев жизни не волновало. Впрочем, дело было не столько, и не только в бывших дровяных сараюшках, переоборудованных под картофельные ямы. Если даже снести или перенести их все, хватило бы места только под один коттедж.

Дело было в сосновой роще, в свое время посаженной гайвинцами собственноручно. Сейчас она защищает жителей пермского микрорайона «Гайва» от городского смога, выбросов химкомбината «Камтэкс», которые несет через Каму как раз на Гайву, от дыма периодически горящих торфяников, наконец.

Объявление появилось на подъездах 21 августа 2004 года, а датировано было 9 июля. Срок гайвинцам на то, что бы убраться и не мозолить глаза сливкам общества, дали до первого сентября. Гайвинцы, подумав, сочли такую постановку вопроса оскорбительной в той же степени, как и незаконной.

Письмо за письмом
В декабре гайвинцы написали запрос тогдашнему главе Перми г-ну Каменеву. Ответ не пришел. Естественно, были отправлены письма в прокуратуру. Из прокуратуры отписали, что все законно.

18 марта 2005 года последовала жалоба в суд. Судья честно сказала: «Что маетесь, все равно построят», — и назначила заседание на 5 августа. По мнению гайвинцев, такой длинный срок был назначен потому, что застройщики планировали надежно «окопаться» на своих участках еще до рассмотрения дела в суде.

Ошибочка вышла
Гайвинцы были людьми, уже умеющими постоять за себя. В свое время, некие ребята приватизировали здания общежитий на Гайве по остаточной стоимости. Один из корпусов ушел всего за 19 тысяч рублей! Вскоре, жильцам было объявлено: «Платите за комнаты по рыночным ценам или выметайтесь!» Люди ответили: «Мы никуда не уйдем!», — и сдержали свое слово. Теперь тем, кто уже успешно отстоял свое право на жилье, и их соседям предстояло отстоять свое право на чистый воздух.

bodytextimage_gayva3.jpg Photo: Alexander Zimbovsky

К бою готовы
Строительные работы должны были начаться летом 2005 года. Зная это, гайвинцы заранее подготовились к «военным действиям». 8-10 июня был проведен субботник. Люди вырыли канавы, затрудняющие проезд грузового транспорта. На полянке в бору была оборудована площадка «Счастливое детство». Все сосны были пронумерованы. Кроме этого гайвинцы уничтожили колышки произведенной застройщиком разметки. Перед тем как разойтись, бойцы инициативной группы договорились о графике дежурств.

Не трожь! Лес наш!
Утром 27 июня часовые подняли тревогу. Гайвинцы выбежали и увидели, что приехали камазы с щебнем и песочно-гравийной смесью. О дальнейшем жители микрорайона рассказывают так: «Мы их не пустили, под колеса легли. Водитель один звонит, меня не пускают в лес, говорит. Ему отвечают что-то. Он тут ссыпать пытается. Я сзади встаю, сыпь на меня, кричу. Он уехал. Мы вслед орем: «Гуляев, не трожь! Лес наш!» (г-н Гуляев — глава районной администрации и муж одной из застройщиц). Милиция тоже была. Мы их спрашиваем, вы что, против народа? Они пытались Романа (Романа Юшкова, фронтмена пермского Анархо-Экологического Сопротивления) забирать. Мы им говорим, не отдадим Романа, хотите — подгоните автобус, все в милицию поедем!»

Перспектива общаться со всеми гайвинцами сразу правоохранителей не порадовала и Юшкова отпустили. Через день строители приехали снова и снова были отправлены восвояси. Выгнав застройщика, гайвинцы расписали район лозунгами: «Ратегова, вон отсюда!».

Некруглый стол
12 июля должен был пройти круглый стол между гайвинцами и администрацией района. Переговоры сорвались из-за позиции представителя районной администрации. Г-а Королева попыталась диктовать гайвинцам, кого они должны включать в число переговорщиков со своей стороны. Гайвинская делегация встала, развернулась и строем вышла из зала.

Да здравствует Российский суд!
По поручению Ленинского районного суда Перми была проведена судебная экологическая экспертиза. Вот такое заключение она дала:
«…1. Считать, что Постановление администрации Перми №1960 от 09.07.2004 о предоставлении в аренду на три года земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в Гайвинском сосновом бору, имеющем рекреационное значение, и, следовательно, относящегося к категории особо охраняемых природных территорий в виде природно-заповедного зеленого фонда, принято с нарушениями перечисленных выше статей законов Российской федерации, экологических норм и требований, в результате чего Постановление №1960 от 09.07.2004 следует признать противоправным и отменить.

2. Запретить строительство индивидуальных жилых домов на территории Гайвинского соснового бора, имеющего для жителей района Гайва рекреационное значение.

3. Выявить виновных в нанесении поранений деревьям в виде затесов, без проектов на строительство и без проведения Государственной экологической экспертизы, и привлечь их к ответственности.

Судебный экологический эксперт,
инженер лесного хозяйства, кандидат с.-х. наук,
доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГУ,
заслуженный лесовод Удмуртии
В.А.Сретенский
26 августа 2005 года.»

Несмотря на недвусмысленный вывод эксперта, суд 14 октября 2005 года вынес решение в пользу застройщика. В январе 2006 года это решение было признано судом кассационной инстанции. Признано, хотя 19 ноября 2005 года Росприроднадзор, проводя плановую проверку, признал строительство коттеджей в Гайвинском бору незаконным.

Это решение Росприроднадзора, дало основание вновь подать жалобу в суд первой инстанции «по вновь открывшимся обстоятельствам».

Рощу не отдадим!
22 апреля 2006 года в Перми прошел общегородской субботник. Представители застройщика появились на спорном участке, вооружившись краном, и предложили всем желающим перенести их сараюшки в другое место.

Гайвинцы предложили застройщикам перенестись в другое место самим и засучили рукава. Работы у защитников бора, благодаря предыдущим усилиям застроищика, было много.

Во-первых, нужно было разобрать горелые руины. Осенью неизвестные провели серию поджогов принадлежащих гайвинцам сараев. Во-вторых, требовалось ликвидировать горы мусора — в лес целенаправленно кто-то завез несколько машин этого добра. В-третьих, нужно было обновить оборонительные сооружения.

«Мы, школьники еще были, сами саженцы вкапывали, сами таскали ведра из болота, поливали эти сосны, мы ее не отдадим, — говорят гайвинцы, — если власти хотят крупномасштабного социального конфликта — он будет! Но мы эту рощу не отдадим!».

Комментарий юриста:
В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Одной из функций прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Рекомендую обратиться с соответствующей жалобой в генеральную прокуратуру, можно так же обратиться с жалобой на бездействие прокуратуры района или города.