News

Закон об НКО — реальность без мифа

Опубликовано: 16/04/2006

Автор: Нина Поправко

18 апреля 2006 года вступает в силу Федеральный закон №18 от 10 января 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», целью которого является усиление государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций и общественных объединений.

Этот документ вносит изменения в четыре закона: закон РФ от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», в ФЗ №7 от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», в ФЗ №82 от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» и ст.61 ГК РФ.

Полномочия по регистрации и контроль за деятельностью НКО и общественных объединений возложены на Федеральную регистрационную службу. В соответствии с изменениями в законодательстве перерегистрация некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, не производится.

В законе «О некоммерческих организациях» введено понятие «иностранная некоммерческая неправительственная организация» (ИННО). Ранее деятельность данных организаций регулировалась законом об общественных объединениях, а в результате внесенных изменений их деятельность регулируется законом об НКО. Такие организации должны быть созданы за пределами РФ без цели получения прибыли, в соответствии с законодательством иностранного государства, в числе учредителей и участников организации не должны присутствовать государственные органы. Структурные подразделения — отделения ИННО — подлежат государственной регистрации.

Структурные подразделения действующих НКО — филиалы и представительства ИННО — в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона обязаны подать уведомление о создании на территории РФ филиала или представительства. Форма уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, правда, в настоящее время такая форма еще не разработана. Правоспособность филиала или представительства ИННО на территории РФ возникает со дня внесения сведений в соответствующей реестр.

В связи с этим большой интерес среди НКО и общественных организаций вызвал прошедший 14 апреля в Центре РНО информационный семинар «Нововведения в работе НКО в связи со вступлением в силу нового закона», на котором выступили представители Федеральной регистрационной службы (ФРС) по Санкт-Петербурга и Ленинградской области И.Коляденко и Л.Попова. Они сообщили, что «дело для всех новое, порядок работы с налоговыми органами пока не ясен, ждем соответствующих постановлений правительства РФ».

В соответствии с возложенными на ФРС обязанностями, будет:
• проводится полная правовая экспертиза предоставленных документов на соответствие их закону;
• издаваться распоряжение о регистрации НПО;
• осуществляться контроль за деятельностью НПО.

Перечень документов, необходимых для регистрации НКО, не претерпел существенных изменений, за исключением нового пункта, согласно которому необходимо предоставление сведений об учредителях и сведений об адресе.

Во-первых, как пояснили представители ФРС, теперь они будут более бдительно следить за соответствием юридического адреса реальному местонахождению руководящих органов организации. Практика покупных юридических адресов уйдет в прошлое. В связи с этим организациям, где есть такое несоответствие, необходимо будет внести изменения в учредительные документы.

Во-вторых, уменьшился круг лиц, которые могут быть учредителями, участниками или членами НКО или общественной организации. Если организация зарегистрирована в соответствии с ранее действовавшим законодательством и в состав учредителей входят иностранные граждане (вне зависимости от их постоянного места жительства в настоящее время), правовых проблем, связанных с этими обстоятельствами, у организации не возникнет, так как механизм вывода учредителей действующим законодательством не предусмотрен.

Из этого следует вывод, что вносить изменения в Устав, где предусмотрено участие, учредительство и членство иностранных граждан, необходимости нет. Но в случае включения иностранных граждан в состав учредителей и членов организации после принятия нового закона, могут возникнуть проблемы, так как членами организации могут быть только «иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ». Как именно толковать законность нахождения иностранных граждан на территории РФ, представители ФРС пояснить не смогли.

В-третьих, устав организации должен четко соответствовать целям и задачам НПО, включение в устав фразы «осуществление иной деятельности» не допускается.

В-четвертых, конкретные сроки приведения уставов организаций в соответствие с действующим законодательством не предусмотрены, но в случае проверки организации должностными лицами ФРС и установления каких-либо нарушений в ее уставной деятельности, сотрудники ФРС имеют право принять следующие административные меры: предупреждение, приостановление деятельности, обращение в суд с заявлением о ликвидации организации.

В-пятых, новые требования будут предъявляться к фондам: теперь в наименовании они обязательно должны иметь ссылку на характер деятельности (например, фонд защиты гласности).

В-шестых, необходимо тщательно следить за формой и правильным заполнением документов, предоставляемых в ФРС. Они должны быть прошиты и заверены подписью руководителя. Документы предоставляются в нескольких экземплярах: регистрационное дело будет храниться в ФРС, а один экземпляр — в налоговой инспекции.

И последнее, в ФРС необходимо будет предоставлять отчет об осуществляющихся проектах и программах, источниках финансирования и расходовании средств, сведения о проведенных собраниях, конференциях, всех мероприятиях организации, включая сроки проведения и полный состав участников.

В настоящее время правительством РФ подготовлены документы, которые касаются регистрации НПО и их отчетности. В частности, утверждена форма годового отчета «О деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», которую необходимо будет представить в ФРС в 2007 году. Правда представителям ФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об этих документах пока ничего не известно, принимаемые правительством РФ нормативные акты еще не поступили, особых разъяснений нет. Документов, касающихся проведения проверок ФРС о деятельности НПО пока тоже нет.

Таким образом, контроль за деятельностью НКО с вступлением в силу этого закона существенно усиливается. Тотальной ликвидации всех неугодных организаций в ближайшее время не произойдет. В дальнейшем все будет зависеть от того, каким путем пойдет практика применения закона, поскольку не так страшен сам закон, как его вольное толкование. Видимо, всем нам теперь придется внимательнее относиться к требованиям законодательства и защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.