News

Топливная столица вместо Северной Венеции

www.restec.ru

Опубликовано: 12/04/2006

Автор: Людмила Павлова

Крупный форум, организованный российскими федеральными и региональными властями и нефтяными компаниями в Петербурге, обсудил все проблемы топливно-энергетического комплекса, кроме экологических.

В VI международном форум «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России», прошедшем в Петербурге в Горном институте 11-13 апреля, приняли участие порядка 200 участников, — главным образом, представители российских и зарубежных нефтяных компаний, науки, властей и двух общественных организаций, из которых одна — «Беллона».

Основной темой форума стало обсуждение развития ТЭК и представление конкретных проектов и технологий. Тема экологической безопасности практически не обсуждалась, за исключением пяти из окола ста докладов. И то эти доклады об угрозах нефтяных проектов рыболовству и ликвидации разливов нефти были заслушаны на секциях, а не на пленарном заседании.

«Создается впечатление, что нефтяные компании и государство считают нормальной ситуацию, когда развитие ТЭК идет семимильными шагами, а всё, что связано с экологической безопасностью, тащится позади на лилипутских ножках», — комментирует Людмила Плющ из Экологического правозащитного центра «Беллона».

Топливная столица
«Было бы неплохо, чтобы Санкт-Петербург стал энергетической топливной столицей», — заявил вице-президент Petro-Canada Грэхэм Лайон на открытии форума. По-видимому, это заявление Лайона связано с планами компании, осуществить совместный с «Газпромом» проект Baltic LNG, который он представил на форуме. В рамках проекта планируется построить в Ленинградской области завод по сжижению природного газа в районе портов Приморска и Усть-Луги.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляется большое количество проектов, связанных с транспортировкой нефти и газа. Основными являются Балтийская трубопроводная система и Североевропейский газопровод.

Проект Baltic LNG долгое время рассматривался как альтернатива Северо-Европейскому газопроводу (СЕГ), «Газпром» несколько лет подряд выбирал себе партнера для строительства завода. Стоимость строительства завода оценивается около 1,5 млрд долларов, а весь проект около $2 млрд.

Лайон не уточнил сроки постройки завода, хотя раньше упоминался 2009 год. По словам Лайона, с выхода завода на проектную мощность 5 млн. тонн в год, ежегодная прибыль предприятия будет составлять $40 млн.

Смена приоритетов при транспортировке нефти и газа
«В ближайшее время развитие транспортной сети по нефти и газу будет осуществляться на Балтике и во вторую очередь на Севере», — об этом заявила на форуме заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева.

Объемы транспортировки на Севере сократились с 2004 года, и в ближайшее время не будут наращиваться. Основной поток будет делиться на два направления: Балтика и Дальний Восток. При такой ситуации, на долю Мурманска и Архангельска остаются значительно меньшие объемы нефти. Мурманск и Архангельск смогут значительно увеличить транспортировку только с началом добычи на шельфе Печорского моря, но когда это произойдет, остается неясным.

Между тем, Санкт-Петербург и Ленинградская область превращаются в один из самых крупных транспортных узлов России. В связи с этим, возрастает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, а также риск для жителей и природной среды региона.

Пробелы в законодательстве
В выступлении председателя программного комитета форума, академика Российской академии наук Алексея Конторовича были затронуты основные проблемы нефтегазового сектора в области законодательства.

По словам Конторовича, баталии о принятии закона «О недрах» длятся уже на протяжении нескольких лет, а главное — без результата. Также, утверждает академик, необходимы законы «О нефти» и «О газе», поскольку «нефтегазовый сектор является основным в России и вся политика построена на его основе».

Академик выделил основные проблемы, связанные с инвестициями в ТЭК: недостаточное количество геологоразведочных работ; недостаточность мощностей для транспортировки; проблемы с разработкой месторождений; применение на всех этапах устаревших технологий, фактическое отсутствие переработки. Государственная политика в сфере ТЭК направлена на экспорт.

«Все это говорит о том, что мы доедаем остатки Советского союза, — утверждает Конторович. — А что будем делать дальше, неизвестно».

Правовые аспекты
На одной из секций выступил советник губернатора Петербурга Борис Усанов, заявивший о том, что принятые на прошлогоднем форуме рекомендации по определению правового статуса береговой зоны оказались не выполнены в связи с реорганизацией Морской коллегии Петербурга.

К сожалению, такая практика характерна для России. Ведомство или комитет работают над проблемой, потом комитет реорганизуют и проблему приходится решать заново.

Усанов назвал сложившуюся ситуацию «бардак с морской береговой акваторией, в частности в Санкт-Петербурге».

Общественная организация «Ассоциация КЕ» представила анализ статуса береговой зоны. Их вывод состоял в том, что по нынешнему законодательству «все, находящееся на поверхности воды, — порты, причалы, платформы, — не может быть приватизировано, и должно находиться под контролем Российской Федерации».

Представители компаний, осуществляющих деятельность в береговой зоне, очень заинтересовались данным докладом. Потому что вкладывать деньги при отсутствии не только права собственности, но и каких бы то ни было гарантий,– это большой риск. С другой стороны, если нет собственника, то неизвестно, кто несет ответственность за чрезвычайные ситуации.

Это подтвердил и Александр Панин генеральный директор ОАО «Ленморниипроект», которое является генеральным проектировщиком практически всех объектов на воде, осуществляемых на Северо-Западе. По словам Панина, у «Ленморниипроекта» не раз возникали проблемы при сдаче объектов, которые, в конце концов, решались неформальными путями на государственном уровне.

«Если применить законодательную базу в судебном порядке, можно остановить экономику и всю транспортную систему России», — добавил он.