News

В условия конкурса «Теча-2006» вкрались юридические трудности

Three girls on the shore of the Techa-river near Mayak
Thomas Nilsen

Опубликовано: 16/03/2006

Автор: Вера Пономарева

Росатом объявил о проведении конкурса «Теча-2006», направленного на решение социальных и экологических проблем. Экологов настораживает схема финансирования конкурса и отсутствие гарантий реализации победивших проектов.

О своей идее провести грантовый конкурс на решение социальных и экологических проблем комбината «Маяк», самого загрязненного ядерного предприятия России, глава Росатома Сергей Кириенко впервые заявил во время визита в город Озерск, где расположен комбинат, в январе 2006 года. На гранты Росатом выделил 12 млн рублей.

Таким образом, впервые к решению проблем «Маяка» были привлечены экологи и правозащитники, давно критиковавшие бездействие чиновников и руководителей «Маяка». Представители общественных организаций вошли в рабочую группу, созданную для разработки условий конкурса.

Однако в окончательном положении о конкурсе, опубликованном на сайте Росатома, говорится не о финансировании и осуществлении лучших проектов, а только о денежных премиях победителям.

«Когда мы разрабатывали условия, речь шла о том, что Росатом выделит деньги на финансирование проектов общественных организаций, а когда я увидела положение о проведении конкурса, я была немножко шокирована: они объявили конкурс проектов без финансирования, с присуждением премий победителям – своеобразное соцсоревнование», – заявила Надежда Кутепова, председатель озерской экологической организации «Планета Надежд» в интервью «Беллоне.Ру».

Победителям конкурса выплатят денежные призы – 100 тыс рублей за первое место, по 75 тыс рублей за два вторых и по 50 тыс за три третьих места. Также предусмотрены пять поощрительных наград по 20 тыс рублей.

«Куда делись те 12 миллионов, которые были обещаны, почему они превратились в сумму каких-то призов и зачем вообще эти призы – непонятно», – недоумевает Кутепова.

Такая схема с награждением победителей возникла из-за юридических трудностей, пояснил корреспонденту «Беллоны.Ру» советник главы Росатома и член конкурсной комиссии Игорь Конышев: «Открытый конкурс проводится впервые, и мы столкнулись с тем, что законодательство недостаточно проработано». Он заверил, что победившие в конкурсе проекты будут профинансированы.

По словам Конышева, Росатом решил провести конкурс в три этапа. После того, как общественные организации разработали возможные направления проектов, конкурсная комиссия должна рассмотреть потупившие заявки и выбрать победителей. «Комиссия пошла навстречу общественным организациям и обозначила призы для тех проектов, которые будут соответствовать условиям конкурса».

Финансирование проектов, по словам Конышева, предполагается осуществить на третьем этапе, когда будут проведены торги на определение исполнителя для выигравших проектов. «Это юридическая формальность, и скорее всего гранты получат авторы проектов», – сказл Конышев.

По словам гендиректора Центра конкурсных торгов Владимира Трегубова, провести конкурс в один этап не позволяет федеральный закон 94 «Об организации конкурсных торгов». Согласно этому закону, торги могут проводиться только при наличии конкретных проектов, которых на данном этапе пока нет.

Для того чтобы выбрать эти проекты, и нужен промежуточный конкурс. «Это творческий конкурс, и нам хотелось выяснить, что, по мнению общественности, нужно сделать в рамках обозначенных направлений», – говорит Трегубов.

Сроки
Последний срок подачи заявок на конкурс проектов назначен на 29 марта. «Если учесть, что мне это было прислано 6 марта, а для того чтобы распространить информацию, надо как минимум две недели, и потом еще людям надо детально писать заявку, – это очень маленький срок», – говорит Кутепова.

Конышев надеется, что общественные организации успеют подать заявки, поскольку о своем намерении провести конкурс Росатом объявил еще в начале января.

«Кроме того, я думаю, что конкурсная комиссия будет снисходительно относиться к оформлению заявки, главное – чтобы в ней была отражена суть проекта», – сказал Конышев.

Первое заседание конкурсной комиссии, состоящей из представителей Росатома, «Маяка» и общественных организаций «Зеленый крест», «Планета Надежд», и «Движение за ядерную безопасность», пройдет 30 марта. В апреле будут объявлены победители и проведены торги, а осуществление проектов начнется со второй половины мая.

По прогнозам Конышева, в конкурсе примут участие около 15 организаций: «Чем больше, тем лучше, но я думаю, что полтора десятка проектов – это вполне реально. Мы бы даже нашли деньги, если общая сумма выйдет за пределы 10-12 миллионов».

Нехватка информации
Несмотря на то, что конкурс широко анонсировался после визита Кириенко в Озерск, сейчас явно не хватает информации о его проведении. Так, никто из официальных лиц не заявил публично о начале конкурса и уж тем более не разъяснил тех изменений, которые произошли в схеме финансирования. В положении о конкурсе также нет никакого упоминания о том, что в конечном счете проекты будут реализованы.

Недостаток информации о конкурсе может стать причиной сокращения числа участников. «Я знаю несколько организаций, которые хотели подать проект, но узнав об окончательных условиях [т.е. о вручении наград], наотрез отказались», – сказала Кутепова.

«Это просто выделение денег "Маяку", – заявил руководитель фондов «Экология» и «Рука помощи» Николай Щур из города Снежинск Челябинской области в интервью «Беллоне.Ру». – Вы даете свою идею, а они вам дают призы за эту идею. А выполнять проект вы не будете, его выполнять может быть будет «Маяк» и вообще все деньги идут на «Маяк». Как «Маяк» кушает деньги, которые он получает из федерального бюджета и свои прибыли – мы все знаем, сейчас уголовное дело расследуется».

Фонд «Рука помощи» уже четыре года осуществляет проекты на загрязненных территориях. Фонд приобрел специальное оборудование для родильного дома в селе Аргаяш Челябинской области, организовал так называемый «оазис для первенца», где с будущим мамам обеспечивают правильное питание и проводят с ними занятия, в том числе по защите прав.

«Мы бы предложили провести такие проекты и других районах. Дальше, мы бы предложили переселение людей из загрязненных районов», – говорит Щур.

По словам Щура, дом в Челябинской области можно приобрести за 10–100 тыс рублей: «12 миллионов – это совершенно реальная возможность переселить людей из наиболее одиозных мест. А общественная организация могла бы заняться поиском этого жилья, оформить договоры купли-продажи».

Переселение людей из зараженных районов вдоль Течи – одна из наиболее острых проблем. Сейчас выделены деньги только на переселение двух улиц села Муслюмово. Другой населенный пункт на загрязненной территории – Татарскую Караболку – переселять пока не собираются, в ожидании нового федерального закона о помощи пострадавшим от радиационных аварий, в который будут включены жители этого села. Пока что, по словам Щура, Татарскую Караболку всячески благоустраивают – в ней отремонтировали дорогу, провели телефон и собираются газифицировать.

«Это очередное преступление, – считает Щур. – Как только там будет благоустроенное село – туда наоборот поедет народ, дачи будут покупать, земли скупать и так далее».

Директор «Маяка» отстранен от должности из-за уголовного дела
15 марта стало известно, что глава Росатома Сергей Кириенко своим приказом отстранил от управления комбинатом «Маяк» его директора Виталия Садовникова. В соответствие с официальным сообщением, приказ был издан на основании процессуальных решений Генпрокуратуры и суда. В настоящий момент Виталию Садовникову предъявлены официальные обвинения по статьям 246 и 247 части1 и 2 УК РФ за нарушение правил эксплуатации объекта и обращения с экологически опасными отходами производства, что привело в 2001 — 2004 годах к сбросу в бассейн реки Теча нескольких десятков миллионов кубометров жидких радиоактивных отходов.

«Директор «Маяка» справедливо подвергается уголовному преследованию, но ведь сброс радиоактивных отходов никогда не было секретом. Уголовную ответственность должен нести не только Садовников, но и чиновники Росатома и Ростехнадзора,» — комментирует Владимир Сливяк, сопредседатель экологической группы «Экозащита!».

«Прокуратура обязана заняться еще как минимум двумя чиновниками — Андреем Малышевым из Ростехнадзора и Сергеем Антиповым из Росатома. Иначе получается, что прокуратура преследует виновных избирательно», — добавляет Сливяк.

Андрей Малышев с 2003 года исполнял обязанности главы Госатомнадзора. По словам Сливяка, в соответствие с законом Малышев был обязан отозвать у «Маяка» лицензию сразу после вступления в должность. Сергей Антипов — замруководителя Росатома, ответственный за обращения с облученным ядерным топливом, радиоактивными отходами и источниками радиоактивного излучения; охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и реабилитации загрязненных территорий.