От проекта к проекту: к 15-летию невырытого могильника

ingressimage_6_1407_2-1..jpg

А между тем, проблемы, рождаемые присутствием радиоактивных отходов на территории области, становятся все острее. По некоторым экспертным оценкам, общее количество РАО, накопившихся в России в объектах временного хранения, составляет 400 млн. кубометров жидких и 200 млн. кубометров твердых отходов. Из них на долю Северо-Западного федерального округа приходится ориентировочно свыше 20 тысяч кубов жидких и более 120 тысяч твердых. Это результат того, что именно здесь расположено немало объектов использования атомной энергии. Как показывает мониторинг, на большинстве нынешних предприятий все смертоносные отходы хранятся, как правило, в специальных сооружениях наземного типа, зачастую методом навала — лишь металлические и бетонные контейнеры защищают их от взаимодействия с природной средой.

Защита, как признается всеми, ненадежная, рассчитанная на недолговременное хранение. Но в России так уж повелось, что нет ничего более постоянного, чем временное. И потому все временные хранилища, а некоторые эксплуатируются уже по 30-40 лет, нуждаются в коренной реконструкции и модернизации. Но нужно ли городить этот огород, если сейчас крайне необходимы сооружения, в которых РАО хранились бы 400-600 лет, то есть весь срок, пока сохраняется радиационная опасность.

И проектировщик, и строители, и сами производители отходов убеждены: нужны капитальные могильники. Сейчас в стране ожидается своеобразный атомный Ренессанс — бум со строительством новых АЭС. И широко шагнув, но залатав кое-как узкие места, можно оказаться в очень неудобном, если не сказать — катастрофическом, положении.

Примерно десятилетие назад петербургский институт ВНИПИЭТ предложил идею создания подземного хранилища в толщах кембрийских глин. Но до сих пор ничего не сделано. А ведь даже договор был подписан с тогдашним руководителем Ленинградской области. Однако, как нередко случается, власть переменилась, новые начальники долго не могли «врубиться» в суть проблемы. И в результате дело не сдвинулось ни на шаг.

Причем, как выяснилось на семинаре, есть проекты хранилищ наземного типа, предложенные шведскими фирмами, которые по всем параметрам превосходят эксплуатируемые сооружения. Стало быть, выбор есть: обсуждай, принимай решение и действуй… Но принимать решения некому.

Это тем более удивительно, что на «времянки» решимости хватает. Например, на семинаре заместитель главного инженера Ленинградской АЭС Александр Епихин чуть ли не с восторгом рассказывал, какими ударными темпами у них на предприятии возводится комплекс по кондиционированию отходов. Но последовал прямой вопрос руководителя Петербургского отделения экологического правозащитного движения «Беллона» Александра Никитина: «Прошел ли объект, как полагается по закону, экологическую экспертизу?». И А.Епихин стушевался, начал суетливо объяснять, что проект разработан давно, когда законы были другие, когда экспертиз не требовалось. Но, добавил он, несколько приободрившись, мы все равно проведем его по всем ступеням контроля, вот и общественную экспертизу запланировали на 29 марта… Лихо получается: объект на грани завершения строительства, а экспертизу на предмет того, а не опасен ли он для людей и окружающей среды, собираются провести только сейчас. Правда, удивление и непонимание это вызывает только у людей, так сказать, с нормальным логическим мышлением. А вот многим нашим «спецам» это кажется досадной формальностью, которую и постфактум провести можно — для «галочки».

Ситуация складывается парадоксальная: на действительно нужное дело воли и напора не хватает, а строить с нарушениями действующего Закона никто не боится.

Что будет дальше? Сейчас в Росатоме рассматривается Федеральная целевая программа по обращению с радиоактивными отходами. Если в нее будут включены предложения петербуржцев, тогда дело сдвинется, как полагают специалисты, с места. Но и тогда пройдет не менее 10-12 лет, прежде чем подземное хранилище примет первые кубометры РАО. Это сказки у нас быстро сказываются…

Комментарий юриста:
Одними из важнейших принципов Закона от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» являются презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Постановлением правительства РФ от 11.10.97г. №1298 утверждены «Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов». Ст. 247 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.