News

Из ближних странствий возвратясь…

Опубликовано: 16/02/2006

Автор: Вадим Гладилов

Открыть для себя новую землю можно, оказывается, и прожив на ней пятнадцать лет. Это успешно доказали ребята из нескольких школ Кировского района Ленинградской области и Молодцовского детского дома. Они всерьез занялись изучением особенностей родного края и нашли немало интересного не только для себя, но и для тысяч сверстников. Собранные ими по итогам эколого-краеведческой экспедиции материалы легли в основу только что вышедшего в свет Атласа «По бечевому Ладожскому тракту» и стали отличным учебным пособием для школьников.

Впрочем, почему только для школьников? И многим взрослым будет интересно узнать, что это такое вообще — «бечевой тракт». Оказывается, еще при Петре I было обращено внимание на то, что слишком часто тонут в бурном Ладожском озере торговые корабли, а именно этот водный путь был самым эффективным, поскольку русское сухопутное бездорожье уже и тогда стало нарицательным. Тогда и было принято решение о строительстве обводных каналов — сначала первого, Петровского, по южному берегу озера от Новой Ладоги до Шлиссельбурга, а потом и второго, Александровского, почти параллельного первому. Пошли по этим безопасным путям кораблики. А чтоб заторов не было — тянули их бечевой конные упряжки, отсюда и название.


В Атласе занимательные истории не только о строительстве каналов, здесь собраны многие сведения и о других событиях, фактах, явлениях. Древние стены Орешка, православные храмы ХVIII-ХIХ веков в Шлиссельбурге и окрестностях, разработки Путиловской бутовой плиты, описания живописных берегов Ладоги, каньон на реке Лава, флора и фауна края, жизнь и быт Приладожских деревень — ни о чем не забыли юные следопыты. Так и просится желание назвать их непоседами. Впрочем, один из их клубов, которым руководит большой знаток геологических памятников Северо-Запада Михаил Карчевский, так и назван. А другим руководит биолог Елена Архипова и называется он — «Хранитель». Третий же — «Родник» — создан в Молодцовском детском доме и «командует» им историк Лидия Панарина. И когда собрались вместе эти три могучие составляющие силы, стало ясно, что способны они на очень многое. А тут подоспела с идеей эколого-краеведческого похода по маршруту Шлиссельбург-Назия-Путилово-Шальдиха-Лаврово-Кобона заместитель директора по науке музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Людмила Сутягина. И решено было не просто пройти по родным местам, но и собрать такой материал, который не стыдно было бы представить на суд тысячам людей.


К делу подошли по научному строго: разыскали в архивах и библиотеках все книги и статьи, в которых хоть как-то упоминались их края, систематизировали, изучили и классифицировали. И только вооружившись теоретическими знаниями ушли «в природу» — на местах сопоставляли уже узнанное с нынешними реалиями. Много и подолгу беседовали со старожилами, восстанавливая некоторые страницы полузабытой истории, встречались с десятками интересных людей, которые сообщали им все новые сведения. Эти, конечно, фотографировалось, записывалось в тетради и блокноты.

e75b23463c8bde3023f03a87f2862b8d.jpeg

Дальше пошла, так сказать, камеральная обработка, консультации с учеными, специалистами. Советов было много, поскольку ребята общались не с равнодушными людьми, но основа все равно осталась та, которую подготовили школьники. Между нами говоря, некоторые страницы из черновиков кажутся более интересными, чем опубликованные очерки — в них больше детской непосредственности, живых эмоций, радости узнавания. Впрочем, наука, как известно, эмоции не одобряет.


Практическая реализация задумок школьников вряд ли бы осуществилась, не окажи им поддержку респектабельные и серьезные взрослые. Разумеется, сами дети буквально все делали абсолютно бесплатно, не требуя никакого вознаграждения, как и те ученые, что им помогали. Но вот типография благотворительностью не занимается — и тогда грант выделил Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева. Недостающие средства представил музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». И даже партия «Единая Россия» приняла участие в этом проекте.


Одно лишь сожаление остается после знакомства с Атласом — тираж в три тысячи экземпляров явно недостаточен даже для Ленинградской области, где одних школ более восьмисот.