Конкурс на решение проблем «Маяка»

1290feb21666504e5bceb7bc3287fd62.jpeg

Росатом финансирует общественные организации

В рабочую группу вошли представители Росатома и общественных организаций «Планета надежд», «Движение за ядерную безопасность», «Зеленый крест», «Защита и безопасность».

Впервые к решению проблем «Маяка» привлечены экологи и правозащитники, давно критиковавшие бездействие чиновников и руководителей «Маяка».

«Мы надеемся, что этот опыт взаимодействия будет позитивным, и намерены развивать его и применять не только на “Маяке”», — заявил председатель совещания, советник руководителя Росатома Игорь Конышев.

Основной задачей рабочей группы станет проведение грантового конкурса на лучшие проекты по решению социальных и экологических проблем.

–> «Росатом выделил 250 миллионов рублей на решение проблем Теченского каскада. Кириенко решил 12 миллионов из этой суммы потратить на взаимоотношение с общественными организациями, для снятия социального напряжения и выявления наиболее горячих точек в социальной сфере», — пояснила корреспонденту «Беллоны.Ру» Наталья Миронова, председатель «Движения за ядерную безопасность».

На совещании было выделено шесть направлений конкурсных проектов: информационное, социально-психологическое и социологическое, образовательное, юридическое, социально-медицинское, а также природоохранное.

«Мы долго обуждали, кто может принимать участие в конкурсе, и решили, что это может быть любая российская общественная организация. Мы будем приветствовать партнерские проекты с другими общественными организациями, а также с научно-исследовательскими институтами», — говорит Надежда Кутепова, председатель организации «Планета надежд».

Конкурс будет объявлен в середине февраля, итоги будут подведены примерно в середине мая. Победившие проекты должны быть реализованы с 1 июня до 31 декабря.

Задачи конкурса
Какого-либо единого представления о том, какие задачи решат общественные организации в рамках конкурса, у членов рабочей группы на данный момент нет.

«Общественные организации попытаются решить в том числе и технологические задачи, и, конечно, то, что лежит на поверхности — социальные проблемы: информированности, социальной защищенности, медицинского обследования», — заявил Игорь Конышев.

Однако, по словам Надежды Кутеповой, на первом заседании рабочей группы экологам дали понять, что к выполнению технических работ — в том числе и дозиметрическому контролю — их не допустят.

«Я настаивала на том, что если кто-то захочет измерять радиационный фон — пусть измеряет», — говорит Надежда Кутепова. Однако атомщики считают, что общественные организации не обладают специальными знаниями для проведения подобных измерений.

Географически зона реализации проектов ограничена бассейном реки Теча в Челябинской области. «Что касается основной проблемы — прекращения сбросов — о ней речи не идет», — говорит Надежда Кутепова. Теченский каскад водоемов, через который радиоактивные воды с «Маяка» попадают в реку, по-прежнему остается под контролем специалистов Росатома.

В то же время, по словам Конышева, общественные организации могут подсказать «стратегическое направление» в решении проблем Теченского каскада.

«Мы будем рады любым предложениям, поскольку однозначного решения проблемы Теченского каскада на данный момент не существует», — заявил он.

Пока что на деньги, выделенные Росатомом, планируется укрепить плотину и закончить строительство технологической канализации. Жидкие радиоактивные отходы будут отстаиваться на территории предприятия, а в канализацию попадет только чистая вода, пояснил Конышев. Строительство канализации планируется завершить к 2008 году.

«Однако это половинчатые решения, которые направлены на минимизацию вреда от текущей деятельности “Маяка”, но не решают проблем, накопленных с конца 40-х годов», — говорит Конышев.

Пиар-акция Росатома?
Данные о радиоактивных авариях, произошедших на «Маяке», самая крупная из которых случилась в 1957 году, были опубликованы 15 лет назад. «С тех пор не было сделано ничего для решения этой проблемы, — говорит Наталья Миронова, — Единственное — бешенные ресурсы были брошены на лоббирование строительства Южно-Уральской АЭС, которая не только не могла исправить ситуацию, а наоборот, усугубила бы ее».

Именно поэтому участники рабочей группы с надеждой восприняли инициативу нового главы Росатома. Тем не менее, Наталья Миронова не исключает, что создание рабочей группы может превратиться в «пиар кампанию “Маяка” руками общественных организаций». Поэтому экологи намерены сделать все, чтобы не допустить такого развития событий и использовать свой шанс для разработки конкретных предложений.

Подобные опасения высказал также яблочник Сергей Митрохин, давно борющийся за переселение всех жителей сел Муслюмово и Татарская Караболка на реке Тече. Митрохин считает инициативу Кириенко не более чем политической рекламой. «Кириенко — политический деятель, и он строит свою пиар кампанию в глазах экологической общественности», — заявил Митрохин в разговоре с корреспондентом «Беллоны.Ру».

Переселение в пределах населенного пункта
Митрохин неоднократно обсуждал проблему Муслюмова с бывшим главой Росатомы Александром Румянцевым, который пообещал провести переговоры с МЧС, так как именно оно отвечает за федераольную программу «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года». Однако на этом этапе процесс затормозился.

После визита Кириенко проблемой реабилитации Муслюмово в очередной раз занялись и местные челябинские власти. 24 января министр по радиационной и экологической безопасности Челябинской области заявил о переселении жителей двух улиц вблизи реки, но — в пределах населенного пункта.

Митрохин назвал такие меры «имитацией деятельности». «Единственное решение вопроса — это переселение жителей Муслюмова в другое место, потому что эти участки радиоактивного загрязнения еще дадут о себе знать», — заявил Митрохин в интервью корреспонденту «Беллоны.Ру».

По словам Митрохина, такие полумеры не просто недостаточны, а даже вредны. Люди, и так уже пострадавшие от облучения, будут и в дальнейшем подвергаться воздействию малых доз радиации, а это очень опасно.

Администрация области, однако, придерживается другой точки зрения. «Нет никакой необходимости переселять все село», — сказали «Беллоне.Ру» в пресс-службе Министерства радиационной и экологической безопасности Челябинской области. «Митрохин — политический деятель, и он делает свои заявления исходя из своей политической позиции», — заявила пресс-секретарь министерства.

Один из аргументов областной администрации заключается в том, что получив жилье в другом месте, жители Муслюмова сохраняют свои права на старые дома и через какое-то время возвращаются обратно.

«Люди очень неохотно переезжают с тех мест, где они провели всю жизнь», — пояснила пресс-секретарь министерства радиационной и экологической безопасности.

Между тем, по сведениям Митрохина, из Муслюмова за пределы загрязненной территории хотят переселиться 1500 человек, этот список Митрохин передал Кириенко в декабре 2005 года вместе с письмом, в котором была изложена просьба поддержать проект переселения.

Радиационный фон в пределах нормы
По словам пресс-секретаря челябинского министерства радиационной и экологической безопасности, радиационный фон в Муслюмово нормальный, о чем свидетельствуют мгногочисленные исследования, которые проводятся начиная с 1992 года.

«Дело в том, что Санэпиднадзор и Управление медико-биологических проблем устанавливают такие нормы, которые позволяют не реагировать на уровень радиации», — говорит Наталья Миронова.

Однако радиоактивные выбросы, по словам Мироновой, на «Маяке» происходят регулярно: в воздух попадают быстрораспадающиеся инертные газы, «после чего облако оседает на какой-либо населенный пункт, и начинается маленькая пандемия, причины которой трудно зафиксировать».

Жители Муслюмова находятся под постоянным медицинским наблюдением, и, по словам Митрохина, «являются участниками масштабного медицинского эксперимента». Это мнение разделяет и Наталья Миронова, заявившая, что эти люди представляют собой «важный биологический материал для исследования проживания людей в экстремальных условиях»: по мнению Мироновой, проведение медицинских исследований — это еще одна причина, по которой областная администрация не желает переселять людей.