News

Перестанут ли российские спецслужбы вмешиваться в деятельность общественных организаций?

Опубликовано: 26/01/2006

Автор: Рашид Алимов

25 января Госдума приняла «Заявление о недопустимости влияния спецслужб на деятельность некоммерческих неправительственных организаций». В частности, депутаты осудили действия «некоторых сотрудников» посольства Великобритании.

Комментарий

«Мы тоже считаем, что спецслужбы влиять на общественные организации не должны», — говорит председатель петербургского Экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин.

«Нам не приходилось сталкиваться с такими попытками со стороны иностранных спецслужб, но вот постоянные попытки ФСБ влиять на общественные организации России хорошо известны», — добавил он.

В 1995 году Никитин был обвинен в шпионаже и разглашении государственной тайны за подготовку доклада «Беллоны» о радиационной опасности, которую представляют списанные атомные подлодки Северного флота. В 2000 году эколог был полностью и окончательно оправдан. Опубликованный в 1996 году доклад стал сигналом для Запада: России необходима помощь. Излишне напоминать, что утилизация проржавевших АПЛ с тех пор велась и ведется по большей части на западные средства.

Кстати, в начале 2003 года о важности проблемы заявил президент Путин. Тогда он сказал, что необходимо отказаться от излишней бюрократизации при решении вопросов международного сотрудничества, связанных с обеспечением ядерной безопасности России, в частности при утилизации.

«Излишняя забюрократизация этих вопросов и маниакальная шпиономания только мешают работать», – сказал тогда Путин.

Как стало ясно теперь, столь точно обозначенная президентом «маниакальная шпиономания» с тех пор не только не прекратилась, но достигла размеров государственной пропагандистской кампании.

Сначала по телевидению демонстируют мутные черно-белые кадры, и намекают на связь шпионов с общественными организациями. Потом Госдума принимает постановление, в котором говорит как о точном и доказанном факте, что общественные организации получали деньги от шпионов. И наконец – кульминация приходится на выступление президента, бывшего агента разведки в Восточной Германии, – «осуществляется финансирование неправительственных организаций по каналам спецслужб», заявил он вчера в Петербурге. И добавил, что «теперь многим станет понятно, почему в России принят закон, регламентирующий деятельность общественных организаций».

Между тем, вчера Совет Европы принял резолюцию о том, что этот закон не соответствует европейским стандартам.

75470d1dd2a86957e815b86c9077908f.jpeg

Художественный фильм
В фильме, показанном в воскресенье государственным каналом «Россия», были продемонстрированы платежные поручения, подписанные Марком Доу – сотрудником посольства Великобритании и, как утверждает ФСБ, агентом британских спецслужб.
В частности, был показан грантовый платеж на 23 тысячи фунтов стерлингов для Московской Хельсинкской группы — одной из самых известных правозащитных организаций в России.

Во вторник в эфире радиостанции «Эхо Москвы» глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева выступила с опровержением: «У нас нет грантов, подписанных обвиненным в шпионаже Марком Доу. Все три гранта, которые мы получили от посольства Великобритании, с 2000 по 2004 год, подписаны первым секретарем политического отдела посольства Катей Лич. И нигде, ни на одной бумажке – ни сбоку, ни спереди, ни сзади Марка Доу нет».

По её словам, документ, показанный в фильме на канале «Россия» «это какая-то фальшивка, нас с этим человеком связали искусственно».

Фальшивки в фильмах, сделанных по заказу ФСБ – не случайность. «Беллона» может вспомнить фильм Алексея Пиманова, отстаивающий версию ФСБ в деле ученого Игоря Сутягина и показанный в апреле 2004 года. Там в одном из кадров показывали стол Сутягина, на котором лежал конверт с логотипом «Беллоны», набранном кириллицей. Так создатели фильма, вероятно, намекали на связь дела Сутягина и дела Никитина. И на то, что тут как-то замешана – страшное дело – международная организация. Между тем, к моменту ареста Сутягина логотипа «Беллоны» кириллицей ещё не существовало. А таких конвертов, как показали в том фильме, как не было, так и нет.

«Это гнусная клеветническая кампания, – комментирует Алексеева. – Она будет продолжаться и дальше, потому что, насколько я понимаю, идея такая: подготовить общественное мнение к разгрому правозащитного сообщества».

Кстати, и символ нынешнего дипломатического скандала – показанный в фильме камень в саду, без которого по утверждению ФСБ передача информации с компьютера на компьютер невозможна,– тоже оказался если и не фальшивкой, то уж по крайней мере не «тем самым чудо-камнем».

Телеканал НТВ уточнил, что тот «камень с передатчиком», вокруг которого бродили британцы, исчез, а зрителям был показан «аналогичный камень, найденный в другом районе Москвы». Таким образом, ощущение того, что британцев взяли с поличным, – оказывается обманчивым. Но тех, кто готовил пропагандисткую кампанию, видимо не смущают нестыковки и отсутствие доказательств. Их главное оружие – стремительность. И советская готовность верить в то, что те, кто не разделяют сегодняшнюю линию партии – шпионы.

ФСБ против экологов: хроника
В декабре 2005 года ФСБ нанесло визит в «Беллону-Мурманск», летом — в мурманскую организацию «Природа и молодежь». Представители ФСБ, сообщившие, что они из «экологического отдела» (интересно, занимается такой отдел экологией или экологами?) старались вести себя корректно, даже дружелюбно. Но визит спецслужб, хоть и «дружелюбный» всегда воспринимается болезненно, это всегда давление.

И это вовсе не первый случай, когда ФСБ интересуется экологами или учеными. Вот отнюдь не исчерпывающий список недавних случаев.

В 1997 году был арестован военный журналист Григорий Пасько. В 2001 году суд признал его виновным в государственной измене за «намерение» передать секретную информацию японским журналистам. В 2003 году суд Уссурийска принял решение об условно-досрочном освобождении журналиста.

28 июня 1999 года во Владивостоке сотрудники ФСБ произвели обыски в квартире и лаборатории Владимира Сойфера. Ученый занимался, в том числе, оценкой последствий взрыва реактора на атомной подводной лодке в бухте Чажма, неподалёку от Владивостока, в 1985 году, сопровождавшегося большим выбросом радиоактивных материалов. Уголовное дело так и не было возбуждено, а в 2000 году суд признал, что обыск с изъятием документов был проведен незаконно.

В сентябре 1999 года произошла попытка задержания Владимира Сливяка, сопредседателя организации «Экозащита!». Неизвестные, предположительно сотрудники московского уголовного розыска и ФСБ, схватили Сливяка у его дома и посадили в автомобиль, из которого он смог выйти через полтора часа допросов только потому, что рядом оказались его знакомые.

В 2002 году ФСБ провела обыск в организации «Байкальская экологическая волна» в Иркутске и изъяла карты местности, по мнению ФСБ, слишком точные, было возбуждено уголовное дело. Вскоре дело было закрыто.

В апреле 2004 года ученого Игоря Сутягина приговорили к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Как считает обвинение, Сутягин стремился причинить ущерб внешней безопасности России, знакомя иностранцев с публикациями российских газет.

В 2005 году было возбуждено подобное уголовное дело, фигурантом которого стал профессор Восточно-Сибирского технологического университета, руководитель одной из самых активных общественных организаций Байкала, Сергей Шапхаев. Как и прежде «Байкальскую волну», ученого обвиняют в пользовании слишком точными картами.