News

У Штатов свой взгляд на Киото

Опубликовано: 24/01/2006

Автор: Анна Анацкая

Соглашение, направленное на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов (Киотский протокол), подписали 84 страны мира. Соединенные Штаты и здесь выбрали свой особенный «зигзагообразный» путь. Еще в 1992 году проект Протокола активно поддерживался администрацией Б.Клинтона, однако, с избранием Дж.Буша президентом началось дистанционирование от этого соглашения, вплоть до отказа от его ратификации в 2001 году. Почему? Попробуем разобраться.

Подчеркнем, прежде всего, что Дж.Буш, Р.Чейни и другие представители сегодняшней администрации США пришли или вернулись в политику из нефтяного бизнеса. Возможно, поэтому ограничения выбросов в атмосферу находятся вне их интересов.

Впрочем, это замечание чисто субъективное, поскольку нельзя говорить об абсолютном отказе Соединенных Штатов от программ по охране окружающей среды. Это подтверждают и слова советника президента Буша по экологии, Джеймса Коннотона: «Капиталовложения в экологическую программу Буша составляют 100 млрд. долларов, и, судя по предварительным итогам, интенсивность выбросов будет снижена на 24%. Суть программы: заставить потребителей энергии внедрять новые технологии, а также способствовать разработке экологически безопасных технологий в энергетике и транспорте, на что из федерального бюджета выделено 11 млрд. долларов. К 2012 году в США снижение выбросов только из установок федеральной собственности составит 10% объема, намеченного Киотским протоколом по всему миру».

Таким образом, реальные действия по снижению выбросов парниковых газов в Америке вполне согласуются с целями, провозглашенными в Протоколе. А вот формального присоединения к соглашению все-таки не происходит. В администрации США твердо убеждены, что в Киотском протоколе существует ряд недоработок: отсутствуют реальные рычаги для регулирования выбросов, а механизмы ведут к перемещению вредных производств и выбросов из развитых стран в третий мир.

И самое главное в том, что Киотский протокол накладывает жесткие ограничения на выбросы парниковых газов в атмосферу. Фактически, Соединенным Штатам необходимо сократить энергопотребление и тратить огромные средства на инвестиционные программы в области энергосбережения. Это приведет лишь к замедлению экономического роста в США, что ослабит их влияние на международной арене.

Развитые страны, по мнению американских специалистов, могут выполнить условия Киотского протокола лишь при помощи покупки квот на загрязнения, то есть смысл этого документа заключается в создании нового глобального рынка (рынка квот на выбросы парниковых газов) и использовании его как инструмента глобальной конкуренции. Для США это далеко не лучший выход.

06fe05f04c34e29a7a19749910b4c278.jpeg

В основе отказа США от Киотского протокола, таким образом, лежат чисто экономические причины. В исследовании Департамента энергетики США наиболее оптимистичным (предусматривающим максимально возможное снижение объема выбросов за счет энергосбережения) является вариант, при котором рост выбросов в 2010 г. по отношению к 1990 году составит «лишь» 11%. По оценкам того же Департамента, объем необходимых инвестиций, направляемых ежегодно на реализацию этого высокоэнергоэффективного варианта, будет составлять 50-90 млрд. долларов.

Неудовлетворенность интересов США привела не только к отказу от ратификации протокола, но и к созданию нового соглашения. Соединенные Штаты в 2005 году предложили альтернативный вариант международного экологического союза, в который вошли Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Австралия. Всех их объединяет то, что необходимость сокращать выбросы парниковых газов, которая является главным условием Киотского протокола, могла сильно затормозить экономическое развитие этих стран. Уже сейчас на долю всего шести участников нового «пакта» приходится около половины мирового ВВП и всех выбросов парниковых газов в мире.

Вариант названия нового соглашения — «Азиатско-Тихоокеанское партнерство по чистому развитию и климату». В основе альтернативного документа лежат механизмы передачи экологически чистых технологий от развитых стран к развивающимся, в нем отсутствуют ограничения на допустимые объемы эмиссии парниковых газов (то есть нет квот на выбросы). Особенно это актуально для Китая, энергетика которого зависит от эффективности сжигания угля.

Уже сейчас страны-участницы проводят совместные программы по снижению выбросов в атмосферу азотных, серных соединений, соединений ртути, а не только углекислого газа.

Многие наблюдатели рассматривают этот проект в качестве конкурента Киотского протокола. Все государства, подписавшие новое соглашение, за исключением Японии и Кореи, ранее отказались присоединиться к Киотскому протоколу. Альтернатива Киотскому протоколу подверглась критике со стороны Европейского Союза. Там считают, что подобное соглашение вряд ли будет способствовать сокращению эмиссии парниковых газов. Инициатива не предусматривает механизмы международного контроля, и каждая страна будет решать проблему борьбы с загрязнением атмосферы, исходя из собственных интересов.

Для того, чтобы в полной мере понять аргументы США при отказе от ратификации Киотского протокола, следует отметить, что связь глобального потепления с увеличением выбросов углекислого газа лишь предполагается, но никем так и не доказана. Вполне возможно, что имеют место лишь циклические колебания параметров биосферы, вызванные объективными закономерностями. Даже если предположить, что в глобальном потеплении виноваты именно парниковые газы, Киотский протокол окажет совершенно незначительное воздействие на масштабы загрязнений.

В принципе, нельзя однозначно заявлять, что в Соединенных Штатах к Протоколу существует негативное отношение. Оно скорее не однозначно.

Примером тому может служить создание добровольного рынка по продаже выбросов парниковых газов и углеродных кредитов, полученных при реализации конкретных проектов по сокращению выбросов этих газов. Проект получил название «Чикагская климатическая биржа». На первом этапе в торгах примут участие семь штатов, выбросы которых составляют 20% от общего объема выбросов в США. В дальнейшем к ним могут присоединиться другие штаты США, Канады и Мексики.

…Необходимо подчеркнуть, что Европейский Союз лучше подготовлен к реализации предусматриваемых Киотским протоколом мер, их осуществление обойдется европейцам дешевле, чем американцам, а потому главный конкурент Соединенных Штатов получит экономическое преимущество.