News

Петербург ждет мусорный завал?

Опубликовано: 26/12/2005

Автор: Лина Зернова

С 1 января основной приемщик и переработчик бытовых отходов Санкт-Петербурга — ЗАО «Опытный завод МПБО» — может остановиться. Правительство города до сих пор не заключило договор с ним на 2006 год. А ведь на предприятии перерабатывается 90% бытовых отходов пятимиллионного города.

Действительно, на сегодняшний день никакого иного предприятия, готового взвалить на себя приемку и утилизацию мусорных масс, а ежесуточно город выплевывает их до 20 тысяч кубов, попросту нет. В середине декабря правительство Петербурга еще только обсуждало вопрос создания при жилкомхозе Управления по коммунальным отходам, а также управляющей компании.


Был проработан еще один вопрос: проведение проектно-изыскательских работ по строительству мусоросжигательного завода «Милье — Санкт-Петербург» в районе поселка Новоселки. Так что, будущее нашего мусорного благополучия только в планах.


ЗАО «Опытный завод МПБО» уже долгое время конфликтует с некоторыми правительственными структурами города. И вот почему.


Переработка отходов в Петербурге финансируется из бюджета, транспортировку же оплачивают сами жители. И одного лишь взгляда на уровень цен достаточно, чтобы сделать любопытные выводы.


— Расценки на переработку ТБО в Петербурге не менялись с 1997 года, — говорит заместитель гендиректора ЗАО «Опытный завод МПБО» Михаил Федашко. — Сегодня за каждый куб обезвреженного и утилизованного мусора мы получаем из городской казны около 17 рублей. А за вывоз того же куба фирма «Спецтранс» получает от граждан более 220 рублей. Нормальна ли такая ситуация? К примеру, в странах Скандинавии расценки распределяются так: в обезвреживание отходов вкладывается 70%, в транспортировку — 30%. Однако чиновники питерского жилкомхоза мыслят иначе. Более того, даже эти деньги за переработку городской скверны Жилищный комитет правительства Петербурга не выплачивает!


— Начиная с сентября нынешнего года, — продолжает Михаил Федашко, — комитет прекратил оплату работ по государственному контракту. При этом они составляют 80% общего объема работ завода. На начало декабря задолженность перед нашим предприятием составляет 51 миллион рублей. У нас большие проблемы с выплатой заработной платы сотрудникам, по выплате налоговых платежей, долги перед подрядчиками. И все это создается руками Государственного заказчика!


Обращения в прокуратуру Санкт-Петербурга на недобросовестное поведение Комитета не возымели должного результата. Зато на завод началось нашествие проверяющих. Нагрянули комиссии налоговиков, пожарных, Росприронадзора и Ростехнадзора, санитарных врачей, даже МВД! Единственное серьезное нарекание — невыплата зарплаты…


Предприятие же продолжало непрерывно работать — караваны мусоровозов комиссиями не испугаешь.


В бой была пущена и тяжелая артиллерия. 19 октября КУГИ Санкт-Петербурга издает Распоряжение (1485-рк) об изъятии из состава единого производственного комплекса части имущества, используемого заводом на правах аренды. Действительно, часть зданий принадлежит ЗАО «Опытный завод МПБО» на правах собственности, часть же оно арендует у города. И одно дело, если б арендуемые площади бизнесмены сдавали в субаренду. Нет, в них находятся технологические линии. Для выполнения приказа КУГИ нужно просто остановить производство.


— Совершенно очевидно, что успешно работающее предприятие, вот уже в течение 35 лет перерабатывающее отходы Петербурга, пытаются обанкротить, — заявляет председатель общественного экологического Совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области Юрий Шевчук. — Незаконные действия КУГИ и Жилищного комитета свидетельствуют о попытке перекроить региональный рынок в области переработки отходов. При этом жертвами чиновничьих игр станут жители пятимиллионного города.


Сегодня ни для кого не секрет, что переработка отходов — дело прибыльное. Не случайно зажатому в финансовые тиски заводу, хоть и с великим трудом, но удается выжить. Помогают получаемое из отходов вторсырье, так называемый коммерческий мусор, полигоны, работающие с заводом «в спарринге».


Если же «передел собственности» затянется, то страдать от всех последствий придется, уж точно, населению. Если предположить, что деструктивные силы победят, трудно представить, какой хаос может уже в ближайшие недели возникнуть в Питере.


— Завод Милье, — говорит Михаил Федашко, — собираются везти из Австрии, где эта технология запрещена. Кстати, его эксплуатация вместе с возвращением кредитных платежей потребует из городского бюджета 7 млрд. рублей ежегодно. При этом город с трудом находит 3,5 млрд. на ремонт рушащихся зданий, фасадов, коммуникаций…


Ситуация, складывающаяся в Петербурге, весьма непростая. Городская администрация «принимает меры» в виде создания при жилкомхозе Управления, а также компании в форме ОАО и поиску нового директора. А 2006 год уже стучит в двери…