News

Прокуратура опровергает Кольскую АЭС

Опубликовано: 17/11/2005

Автор: Рашид Алимов

Пресс-служба Кольской АЭС утверждает, что «у прокуратуры больше вопросов к Кольской АЭС нет». Однако мурманские прокуроры думают иначе – документы о незаконном продлении срока службы 1 и 2 блоков станции уже переданы в Генпрокуратуру.

Комментарий

«…Тема уже исчерпана, и у прокуратуры больше вопросов к Кольской АЭС нет», — такое заявление опубликовано на сайте станции. Между тем прокуроры опровергают утверждения атомщиков.

«Документы по Кольской АЭС уже переданы в Генпрокуратуру», — сообщила корреспонденту «Беллоны вэб» старший помощник отдела по связям с общественностью Мурманской облпрокуратуры Ольга Васильева.

В частности, в Генпрокуратуру переданы представления Мурманской прокуратуры о незаконности продления сроков службы 1 и 2 блоков без проведения государственной экологической экспертизы. В дальнейшем возможно обращение в суд по невыполнению этих представлений.

Реакторы энергоблоков №1 и №2 КАЭС введены в строй в 1973 и 1974 годах и относятся к первому поколению (типа ВВЭР-440/230). Рассчитаны они были на 30 лет работы. Соответственно, в 2003 и 2004 годах старые реакторы должны были быть закрыты.

Но этого не произошло, а произошло «продление сроков эксплуатации» с некоторой модернизацией блоков. Лицензии Госатомнадзора на продление срока их службы на пять лет были выданы без проведения обязательной государственной экологической экспертизы. Проведение такой экспертизы федерального уровня требуется законом «Об экологической экспертизе» (ст.11), поскольку имело место изменение первоначального проекта, а деятельность КАЭС может «оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств», ведь экологические проблемы не знают государственных границ.

В апреле 2005 года прокуратура Мурманской области вынесла представления об устранении нарушений и проведении экспертизы Ростехнадзору (в который теперь входит бывший Госатомнадзор) и оператору АЭС концерну Росэнергоатом. Однако те не согласились исполнять представления прокуратуры, сухо ответив, что государственная экспертиза не требуется, поскольку объект — Кольская АЭС — уже построен. Между тем, любое изменение проекта, — а первоначальный проект предполагал только 30 летний срок службы реакторов, — требует проведения повторной экспертизы. В концерн и надзорный орган были направлены повторные представления, однако в ответ были вновь получены только отписки.

Общественные экологические организации продолжают следить за судьбой прокурорского обращения.

Кольская АЭС и другие экологи региона
В заявлении пресс-службы Кольской АЭС прослеживается явная попытка противопоставить одни экологические организации другим.

В частности, организация «Природа и молодежь», которая провела акцию протеста против продления в центре Мурманска, обвинена пресс-службой атомщиков в желании «создать конфликт там, где его нет», в то время как «Кольская АЭС и другие экологи региона» выступают за «взаимный обмен мнениями в спокойной дружеской обстановке». И приводят в пример посещение станции экологами в июне этого года.

На самом деле, позиция, которую высказала «Природа и молодежь», поддержана многими экологическими организациями, в том числе группой «Экозащита!» и объединением «Беллона».

«Если объем мероприятий по продлению ресурса энергоблоков № 1 и № 2 достаточный, документация подготовлена в нужном объеме и с хорошим качеством, то почему ей не придать статус проектной и провести все необходимые согласования? Включая проведение государственной экологической экспертизы, общественных слушаний», — заявил после посещения станции в интервью «Беллоне вэб» глава организации «Беллона Мурманск» Сергей Жаворонкин.

Да, организации «Природа и молодежь», «Беллона» и «Гея» поблагодарили летом КАЭС за организацию посещения станции, хотя по закону это обязанность, а не добрая воля администрации КАЭС. Но истолковать их слова как «положительную оценку усилиям КАЭС в области повышения безопасности», что сделала пресс-служба, — явное преувеличение, особенно когда все усилия сведены на нет продлением старых и опасных блоков. Да, конструктивный диалог — замечателен, но это не значит, что ради самого диалога экологи готовы пожертвовать своей позицией.

Кстати, в июне представители станции обманули общественность, заявив, что в Англии, Японии и Франции продлевают жизнедеятельность реакторов на 60 лет. А у нас мол продлевают всего на 15 лет. Цифра была повторена присутствовавшими на встрече журналистами, хотя на самом деле, 90-летний реактор, это, конечно, нонсенс. И в России лицензия при продлении выдается на пять лет, и ни днем больше.

Решения, затрагивающие интересы миллионов людей, приняты без государственной экологической экспертизы и общественного участия. Всё это — нарушение прав тех, кто подвергается большому риску, проживая вблизи Кольской АЭС, — то есть всех жителей Норвегии, Финляндии, и европейской части России. Всё это произошло, несмотря на то, что госэкоэкспертиза и общественные слушания предписаны российским законодательством.

И «конфликтно» или «в дружеской обстановке» выступают люди за свои права — решать не администрации Кольской атомной.