News

Бульдозер не прошел. Пока…

Опубликовано: 13/10/2005

Автор: Вадим Гладилов

Мы уже писали о проблемах, возникших у жильцов дома №26 по проспекту Испытателей в Санкт-Петербурге с зелеными насаждениями — это место показалось идеальным строителям для возведения очередного торгового комплекса (16/09-2005 в статье «158 деревьев: фактическое назначение — пустырь!»). Сегодня маленькая рощица оказалась похожа если и не на поле боя, то на место побоища — воронки, словно от попадания снарядов, вывернутые из земли корни — строители из ООО «Нева» перешли в активное наступление.

Время было рассчитано точно: утро, все ушли на работу, а уж со стариками да детьми дюжим мужикам было справиться нетрудно. Тем более, что прихватили они на помощь и некоторую тяжелую технику, а не только топоры, пилы да лопаты. Мощной машиной планировалось пройтись по молоденьким деревцам и кустарникам, сравнять их с землей, а потом сказать: так все и было, жильцы, мол, сами забросили свой скверик. На всякий случай пригласили еще и милиционеров — вдруг какая бабушка приложит ридикюлем…

Но если серьезно, то операция выглядела достаточно подготовленной технически. Даже некий листок бумаги был припасен, в котором то ли мастер, то ли старший дворник городского управления лесопаркового хозяйства давал разрешение на «изъятие» шестнадцати деревьев, которым в другом месте якобы уготована более плодородная почва для произрастания. Печати на этом «документе», естественно, не было, фамилию начальника, его подписавшего, расшифровать никому не удалось.

Конспективно напомню начало истории. Перед фасадом дома №26 есть узкая, метров 15, полоса, отделяющая его от проезжей части. Долгое время она была бесхозной и неблагоустроенной. Пока жильцы сами не проявили инициативу и не заказали проект создания рекреационной зоны, а по получении оного — и воплотили его в жизнь. Отличный получился защитный экран из деревцев и многолетних кустарников. К тому же гулять здесь очень даже комфортно. Особенно пожилым людям. А дом этот, надо сказать, построен специально для ветеранов войны и труда. И им этот скверик пришелся как нельзя более кстати.

Но вот полтора-два года назад выяснилось, что местечко приглянулось не только им, но еще и некой инвестиционно-строительной компании ООО «Нева». Во всем Питере здесь и только здесь оказалась для них пригодная площадка, и никакой другой они не хотят. Даже успели договориться с администрацией города за приличную сумму (по сведениям из надежного источника — 260 тыс. «зеленью»), что этот участок будет на 49 лет принадлежать «Неве».

А вот «купить» жильцов, которым принадлежит придомовая земля, так и не удалось. На общественном обсуждении проекта магазина они решительно высказались «против». Когда дело все-таки стало продвигаться дальше, люди стали выстраивать свои редуты обороны, направляя письма с требованием оградить их от посягательств «тугих кошельков». Почти везде проигрывали — кто ж попрет против распоряжения губернатора города отдать ставший спорным участок во владение «Неве». Но кое-где и просветы наметились: два городских комитета, и среди них тот, что отвечает за охрану природы, отказались согласовывать подрядчикам-заказчикам их проект. Да и суд, куда обратились жильцы дома, тоже пока ничего определенного не сказал, но на безалаберность и безграмотность администрации города и руководства ООО «Нева», приславших своих представителей без необходимых документов, уже поглядывает косо. Глядишь, да выяснится, что далеко не все суды в России управляются «верхними чиновниками».

Но вернемся к сегодняшнему событию. Рассказывает председатель домового комитета Алексей Андрюшин:

—Как снег на голову, свалилась целая банда с пилами и лопатами на тяжелой машине. Хотя суд ясно сказал, что до окончания разбора дела, назначенного на 11 ноября, ни одна из сторон не должна предпринимать какие-то действия. Но у этих свое понятие о законах и власти. Мы не успели ничего сообразить, а они уже подрубили корни девяти деревцев и подступились к другим. Но тут уж выскочили человек двадцать наших жильцов и преградили путь варварам. Милиция тоже особо не стала вмешиваться в наши разборки — и то уже хорошо.

Люди чуть ли не руки подкладывали под лопаты, лишь бы сберечь рощицу. И своего добились.

Но у любого здравомыслящего человека возникает закономерный вопрос: не слишком ли дешево распродает город участки с зелеными насаждениями. И тут мерой цены выступают не деньги — деревянные ли, зеленые, — а люди, о которых начальники так любят повторять, что они главное наше богатство. Будь сегодня на календаре 9 мая, та же Валентина Ивановна Матвиенко на каком-нибудь торжественном собрании со слезами на глазах признавалась бы в своей любви к тем, «кто отстоял город», говорила бы о том, что их подвиг никогда не будет забыт. Но сейчас — октябрь на дворе, и, наверное, потому без тени смущения воруется у ветеранов клочок ухоженной ими самими земли.

Мораль и бизнес в обществе отнюдь не лучшие друзья. И кто из них главнее — непонятно. Пока явно перетягивает бизнес. Скорее всего, от нищеты нашей, от вечной нехватки средств. А, может, потому, что мораль мы стараемся подогнать под бизнес?

Не знаю, кому я задаю эти вопросы…