News

Зигзаги нефтепровода

Опубликовано: 26/09/2005

Автор: Глеб Васильев

Из кризисной ситуации, похоже, выходит грандиозный проект строительства магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан». Многомесячная борьба между заказчиком — ОАО «АК «Транснефть» — и общественностью заканчивается неким подобием компромисса.

В августе этого года в Иркутске впервые состоялась презентация проекта строительства магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО)». На ней было сообщено, что 15-16 августа пройдут общественные слушания по проекту нефтепровода в большинстве городов, так или иначе связанных со строительством. Любому желающему на них будет предоставлена подробная информация о строительстве нефтепровода.

Кроме того, было сообщено, что строительство нефтепровода начнется этой осенью. По словам главного инженера проекта Михаила Баранова, первый этап прокладки трубы по маршруту Тайшет (Иркутская область)-Сковородино (Амурская область) планируется завершить в 2008 году. Строители возведут семь нефтеперегонных станций. Проект предполагает строительство подземного нефтепровода, но на некоторых участках (всего 49,8 км) он будет проложен по поверхности. На строительных работах в Иркутской области будет задействовано около семи тысяч человек. В Братске разместится пункт по управлению перекачкой нефти. Нефтепровод будет пересекать около 600 рек. Кроме того, запланировано 127 переходов дорог, из них 107 автомобильных.

В целом по территории Иркутской области будет проложено более 800 км нефтепровода, 60 км пройдет в районе озера Байкал, на расстоянии 0,5-1 км от водоохраной зоны. Как заявила на презентации начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ОАО «АК «Транснефть» Елена Радченко, это не нарушает законодательства и исключает загрязнение озера. По ее словам, компенсации за ущерб, причиненный региону в процессе строительства нефтепровода (вырубка леса и прочее), составят 638 млн. рублей, в том числе 220 млн. рублей будет выплачено лесному хозяйству.

Слушали… Постановили… Внесли замечания
Как ни странно, но общественные слушания состоялись в точно назначенные сроки – перед этим много месяцев проектировщики и строители отказывались предоставить хоть какую-то информацию общественности. На слушаниях по материалам оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований проекта «ВСТО. Первый пусковой комплекс» было принято решение в ближайшее время передать документы на государственную экологическую экспертизу. В целом общественность Иркутска, где состоялись слушания, несмотря на множественные критические замечания, дала положительную оценку первому этапу создания нефтепроводной системы.

По словам главного специалиста ОАО «Гипротрубопровод» (дочернее «Транснефти») Владимира Федоренко, по первому пусковому комплексу уже в 2008 году предполагается перекачивать до 30 млн. тонн нефти в год. Второй этап должен продлить «трубу» до бухты Перевозная (Приморский край), после чего по ней будет транспортироваться уже до 80 млн. тонн нефти в год.

Представленный проект вызвал и критические замечания со стороны участников общественных слушаний. В частности, директор Лимнологического института СО РАН, академик Михаил Грачев заявил, что в предложенном виде документы одобрять нельзя, так как прежде следовало бы провести детальное обсуждение в Академии Наук. При этом он особо отметил, что трубопровод будет проходить вблизи озера Байкал, признанного участком мирового природного наследия, а это налагает на всех дополнительную ответственность. В итоговом протоколе слушаний было отмечено, что прохождение трассы нефтепровода через зону водосбора Байкала является недопустимым.

Тем не менее, по результатам открытого голосования участников слушаний положительная резолюция на проект была принята. В этот же день состоялись общественные слушания в Благовещенске. И там общественность одобрила строительство нефтепровода ВСТО.

Эффект судебных решений
Все эти слушания стали возможны благодаря длительной и напряженной борьбе общественности за свое конституционное право на доступ к информации. Неоднократные обращения в суды поначалу были безуспешны. Но вдруг что-то прорвалось и в этой системе. Вот несколько фактов.

25 июля Савеловский районный суд г. Москва признал незаконным отказ в регистрации муниципалитетом района Беговой общественной экологической экспертизы проекта строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Гринпис России подал документы на регистрацию такого мероприятия 16 марта 2005 г. Однако в муниципалитете, где принимали заявление, с самого начала было заявлено, что в регистрации, скорее всего, будет отказано. Мол, не в Москве надо регистрироваться, а там, где будет проводиться экспертиза, – в Сибири, на Дальнем Востоке. И отрицательное решение состоялось. Решение Савеловского суда, расставившее все по своим местам: общественная экспертиза была зарегистрирована.

Еще 1 июля 2005 года Хабаровский районный суд отменил положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы ВСТО». Такое решение суда, естественно, было обжаловано. Напомним, что обратились в суд жители г. Хабаровск и четырех муниципальных районов Хабаровского края, по территории которых пройдет трасса проектируемого нефтепровода, а также общественные организации Хабаровского и Приморского краев. Поводом для подачи заявления в суд явились существенные нарушения ФСЭТАН требований природоохранительного законодательства РФ и важнейших принципов экологической экспертизы при ее организации, проведении и утверждении: гласности. К основаниям, изложенным в заявлении, относятся также превышение полномочий ФСЭТАН при проведении ГЭЭ.

Но 10 августа 2005 г. Хабаровский краевой суд снял с рассмотрения кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) на решение Хабаровского районного суда о признании не соответствующими закону решений ФСЭТАН об организации, проведении и утверждении заключения государственной экологической экспертизы, а также о признании недействительным положительного заключения экспертизы с момента его утверждения.

Вот что сказал о решении этого суда руководитель Байкальского проекта Гринпис России Роман Важенков корреспондентам информационных агентств.

— Приятно осознавать, что российское правосудие в этот раз оказалось на нашей стороне. Стороне. Появилась надежда, что не попадет нефть и в священный Байкал, по побережью которого «Транснефть» стремится протянуть свою трубу. Загубленную природу не смогут вернуть к жизни никакие «нефтедоллары».

В судебном заседании было доказано, что при организации, проведении и утверждении заключения государственной экологической экспертизы были нарушены требования природоохранительного законодательства РФ и важнейшие принципы экологической экспертизы:
• гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, а также обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
• научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

К тому же кассационная жалоба была подана с нарушением процессуальных норм, что не осталось незамеченным Хабаровским краевым судом.

Компетентное мнение
В беседе с журналистами радиостанции «Свобода» директор по природоохранным программам Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц так прокомментировал историю с нефтепроводом:

«Экологи много раз протестовали против тех вариантов, которые предлагала «Транснефть». По просьбе главы администрации президента Российской Федерации Медведева представители экологических организаций встречались с первым вице-президентом «Траснефти» Калининым. Было это несколько месяцев назад, и результаты встречи произвели крайне тяжелое и негативное впечатление на участников. Потому что, несмотря всю дружелюбность разговора, на поставленные вопросы пришла формальная отписка. Мы были вынуждены обратиться к гражданам России, разослали в конвертах нашим сторонникам открытку с письмом президенту В.Путину о том, что мы просим его как гаранта конституционных прав российских граждан ввести процесс в нормальное русло и добиться изменения местоположения терминала. Всего таких открыток, насколько я понимаю, разошлось более 9 тысяч.

Этот вопрос дважды обсуждался на Лондонском экономическом форуме в феврале этого года. И было видно, что ни российские организации, ни международная общественность этот вопрос не забудут и не оставят.

Иван Михайлович озвучил то, что ничего не предопределено, если мы сможем убедить
аргументами, то возможны существенные изменения. Но некоторое время назад было замечено, что рабочие, нанятые «Транснефтью», уже ведут вырубку леса в непосредственной близости от берегов Байкала. Это вызвало агрессивно-болезненную реакцию. В результате ни на какой конструктив пока выйти не удалось.

На мой взгляд, ни для российских национальных интересов, ни в целом для развития поведения бизнеса этот подход недопустим. Мы надеемся, в соответствии со сказанными словами президента «Транснефти» С.Вайнштока, что компания готова пересмотреть те технические решения и предложения, которые сейчас она планирует подать на экологическую экспертизу. Подождем – увидим, как будут развиваться события дальше».

От редакции добавим, что в настоящее время никаких продвижений проекта не наблюдается. Но очень уж это похоже на затишье перед бурей. А так хочется надеяться, что строители и проектировщики перестанут, наконец, придерживаться тактики «не мытьем, так катанием» и предложат такой вариант, к которому ни у кого не возникнет претензий.