News

ОБНОВЛЕНО: Кто не любит камчатского краба?

Опубликовано: 22/09/2005

Автор: Кристина Ракитянская

Говорить о разведке углеводородного топлива на шельфе Камчатки и Магаданской области компанией «Роснефть» совместно с компанией из Кореи начали еще в 2004 году. На Камчатке компании должны работать на основании соглашения, подписанного в октябре 2004 года. Российская компания имеет лицензию на промышленную добычу нефти в районе Камчатского полуострова. Соглашение, оцениваемое в 150 млн. долларов, предусматривает проведение в 2005-06 годах сейсмической разведки. К 2008 году предполагается бурение трех разведочных скважин. Официально «Корейская национальная нефтяная компания» рассчитывает на поступление нефти с камчатских месторождений России, запасы которых оцениваются в 900 млн. метрических тонн. Южная Корея является четвертым в мире импортером сырой нефти, объемы закупок которой в прошлом году составили 825,8 млн. баррелей.

По условиям лицензионного соглашения, в 2006 году НК «Роснефть» планирует начать сейсморазведочные работы, а также мероприятия по инженерно-геологическим изысканиям площадок морского бурения. Закончить подготовку проекта, пройти необходимые экспертизы и получить разрешения и согласования планируется к началу 2007 года. Сейсморазведка и разведочное бурение на шельфе должны были начаться уже нынешним летом, но были отложены по финансовым причинам.

Западно-Камчатский шельф является уникальным районом. Даже движение судов в этом месте запрещено. Здесь обитает и размножается камчатский краб, лососевые породы рыб. Чтобы проплыть этот участок, необходимо специальное разрешение. Экологи считают, что добыча нефти окажет негативное влияние на Камчатку в целом.

22 апреля 2005 года в Камчатскую областную избирательную комиссию поступило ходатайство о создании инициативной группы по проведению референдума в защиту Камчатского шельфа. В инициативную группу вошли народные депутаты и экс-губернатор Камчатской области Владимир Бирюков. Они заявили, что нельзя допустить разработку шельфа, так как это может привести к уничтожению популяции камчатского краба. Помимо этого может быть уничтожено все биоразнообразие шельфа, которое включает в себя 227 видов рыб, 9 видов крабов, 6 видов креветок, почти 200 видов морских водорослей. Западно-Камчатский шельф является уникальным районом воспроизводства наиболее ценных видов биоресурсов — тихоокеанских лососей, крабов, белорыбицы. Это один из пяти в мире и единственный в России настолько биологически продуктивный район.

В этом районе Охотского моря собирались даже создать заказник федерального значения. Такую идею обсуждали в июне в Санкт-Петербурге в рамках экономического форума. Это предложение было одобрено министерством сельского хозяйства, и соответствующие бумаги были направлены в министерство природных ресурсов РФ.

По мнению директора Камчатского института экологии и природопользования ДВО РАН Роберта Моисеева, в случае разработки нефтяных месторождений шельфа существует реальная угроза нарушения экосистемы Охотского моря, сообщил Lawtek.

Еще в мае 2005 года областной совет народных депутатов Камчатки обратился к генпрокурору Владимиру Устинову с просьбой проверить исполнение «Роснефтью» законодательства «О континентальном шельфе Российской Федерации». Также депутаты просили прокуратуру проверить, согласованы ли планы компании с соответствующими органами власти, общественными организациями, имеется ли положительное заключение государственной экологической экспертизы, соблюдаются ли интересы коренных малочисленных народов, проживающих на затронутых территориях Западно-Камчатского шельфа.

В ответе прокуратуры говорилось, что проект геологоразведочных работ на шельфе был согласован с губернатором. В настоящее время разрабатывается экологическое обоснование выполнения сейсморазведочных работ, программа сейсморазведки на 2005 г. проходит согласование. В данный момент работы на континентальном шельфе не проводятся.

В своем заключении Генпрокуратура подчеркнула, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении компании в настоящее время не имеется. В письме указывается: «Установлено, что право пользования участком недр в вышеназванном районе с целью геологического изучения, поиска и оценки месторождений углеводородов предоставлено ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» распоряжением Минприроды России с одновременной выдачей лицензии на этот вид деятельности. Предварительно были получены необходимые согласования органов власти субъектов РФ и положительное заключение государственной экологической экспертизы».

При этом известно, что общественные слушания так и не были проведены должным образом. А статья 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» гласит, что «Государственная экологическая экспертиза проводится… при наличии в составе представляемых материалов… материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями…»

Общественные слушания были назначены на 13 июня — выходной день. Конечно, многие разъехались по дачам, кто-то просто отдыхал, но некоторые все-таки пришли. Однако пришедшие так и не поняли, кто будет составлять протокол слушаний и кто его будет подписывать. Не было также журналов регистрации мнений общественности.

— Мероприятие, которые администрация области, «Дальморнефтефизика» и территориальное агентство по недропользованию пытались представить в качестве общественных слушаний, — заметил народный избранник Владимир Куркин, — нелегитимно и слушаниями не является. Во-первых, данные слушания должны инициировать органы местного самоуправления, то есть районные администрации территорий, которые прилегают к шельфу, а не администрация области. Во-вторых, собравшимся не было предложено выбрать президиум, и не были представлены люди, уже находящиеся в нем. В-третьих, не велся протокол, не была создана редакционная комиссия для ведения протокола. В-четвертых, материалы для ознакомления общественности были представлены не в полном объеме и не во всем соответствующие действительности.

Итогом таких слушаний были рекомендации компании лучше подготовиться к следующим слушаниям. Но, видимо, протокол все-таки был кем-то составлен и кем-то подписан.

21 июня депутаты Камчатского областного совета собрались на внеочередное заседание, чтобы решить вопрос защиты Западно-Камчатского шельфа от нефтегазовых разработок. Решили идти на более внушительные меры — референдум. Датой проведения референдума утвердили 23 октября 2005 года. На референдум планируется вынести два вопроса:

«Согласны ли вы, чтобы на Камчатском шельфе велась разработка нефтегазовых месторождений?»

«Считаете ли вы, что губернатор области должен отозвать из правительства РФ согласование о проведении разведывательных работ?»

Однако прокуратура области внесла протест на решение депутатов о назначении даты проведения референдума. По мнению прокуратуры, на референдум нельзя выносить вопросы, которые не находятся в компетенции Камчаткой области. Ведь, в соответствии с Конституцией РФ, все вопросы, касающиеся континентального шельфа, находятся в компетенции государства.

8 августа суд Петропавловска-Камчатского принял решение об отмене постановления совета народных депутатов Камчатской области об утверждении вопросов, выносимых на референдум о защите шельфа от нефтегазовых разработок. Суд также отменил и второе постановление совета народных депутатов о назначении даты проведения референдума.

Депутаты могли в десятидневный срок обжаловать это решение суда. 15 августа они направили в областной суд кассационную жалобу на решение суда Петропавловска-Камчатского. В этот же день в избирательную комиссию Камчатской области поступает ходатайство о регистрации второй инициативной группы по проведению референдума в защиту Западно-Камчатского шельфа. Эта инициативная группа предлагает вынести на референдум такой вопрос: «Согласны ли вы с размещением производственных объектов, связанных с разработкой полезных ископаемых на Западном — Камчатском шельфе охотского моря на земельных участках, находящихся на территории Камчатской области?»

Только спустя десять дней избирательная комиссия рассматривает ходатайство второй инициативной группы. И… отправляет предлагаемые к референдуму вопросы в совет народных депутатов с тем, чтобы последние дали правовую оценку. Если они дадут положительную оценку, то пакет документов вернется в избирательную комиссию, и она зарегистрирует вторую инициативную группу. Но теперь эта инициативная группа по срокам не сможет организовать референдум 23 октября, как планировалось раньше (совместно с референдумом по вопросу объединения Коряки и Камчатки).

13 сентября Камчатский областной совет народных депутатов собирается на внеочередную сессию. Депутаты признают формулировку вопроса, который предлагала вторая инициативная группа, не соответствующей закону.

«Мы уже имеем заключения Центральной Избирательной комиссии РФ о незаконности данной формулировки. То же самое снова говорит прокуратура. Вопрос о нефтяных разработках на Камчатке, конечно, нужно ставить. Но давайте не будем защищать интересы населения на деньги самого населения. Ведь подготовка референдума требует значительных средств из бюджета. Давайте сначала сформулируем вопрос так, чтобы не было претензий у избиркома и прокуратуры. Нам спешить некуда. Провести референдум по шельфу вместе с референдумом по объединению Камчатки и Коряки 23 октября мы все равно не успеем», — сказал заместитель председателя Камчатского областного совета народных депутатов Вячеслав Бондаренко, по сообщению ИА Regnum.

А в это время губернатор Корякского округа Олег Кожемяко встречается с главой Министерства природных ресурсов Юрием Трутневым и обсуждает, как привлекать партнеров к нефтяным разработкам на западно-камчатском шельфе. Юрий Трутнев говорит, что Россия собирается применять к действиям нефтедобытчиков такие же жесткие требования в части экологии, как это делается во всем мире.

Будем надеяться, что к мнению жителей все-таки прислушаются при разработке Западно-Камчатского шельфа. А если и будут проводить нефтедобычу на западе Камчатке, то соблюдая все международные экологические стандарты.

Комментарий юриста
Наряду с предпринимаемыми мерами, возможно, в соответствии с Законами РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проведение общественной экологической экспертизы.

Если позиция государственных органов охраны природы в отношении экологических последствий намечаемой деятельности расходится с позицией общественности, с приданием юридического статуса заключению общественной экологической экспертизы могут возникнуть затруднения. В этом случае можно обжаловать заключения органов государственной экспертизы в суд.

В соответствии с вышеназванными законами, а также приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», в экологическом обосновании проекта в обязательном порядке присутствует раздел оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, и в обязательном порядке должна быть представлена при проведении государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.11.1995г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе», в лицензию на геологическое изучение континентального шельфа, поиск или разведку, должны включаться сведения об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга, взаимосогласованные методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам. Если такие сведения отсутствуют, есть повод для судебного разбирательства.

Но Россией пока так и не подписана Орхусская конвенция «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», в соответствии с которой государственные органы ответственны перед обществом за принятие экологически значимых решений.