News

Даже власть против газопровода

Опубликовано: 21/09/2005

Автор: Кристина Ракитянская

Северо-Европейский Газопровод (СЕГ) планируется ввести в эксплуатацию в 2010 году. Его протяженность должна составить 1200 км: по акватории Балтийского моря от Выборга (Ленинградская область) до Грайсвальда (Германия). На первом этапе будет построена одна нитка газопровода пропускной способностью 27,5 млрд. кубометров газа в год. Также в проекте предусмотрено строительство второй нитки, которая увеличит мощность СЕГ до 55 млрд. кубометров.

Соглашение о строительстве газопровода было подписано 8 сентября в Берлине. Как сообщили Российской Газете Герхард Шредер и Владимир Путин, в этом проекте совместного германо-российского предприятия North European Gas Pipeline Company «Газпрому» будет принадлежать 51%, а двум германским компаниям — по 24,5%.

Основной сырьевой базой для поставок газа по Северо-Европейскому газопроводу определено Южно-Русское газонефтяное месторождение (Тюменская область). Лицензией на геологическое изучение и разработку этого месторождения владеет ОАО «Севернефтегазпром» (принадлежит «Газпрому»). Общий объём инвестиций по проекту разработки месторождения оценивается в 1 млрд. евро. В настоящее время на Южно-Русском месторождении уже начаты сейсморазведочные и буровые работы. Доказанные запасы месторождения оцениваются более чем в 700 млрд. кубометров. Проектом предусмотрено строительство морского газопровода-отвода для подачи газа потребителям Швеции.

По мнению «Газпрома», строительство газопровода будет способствовать расширению газоснабжения Скандинавских стран, а также обеспечит надежное снабжение газом потребителей Западной Европы, Северо-Западного региона России и Калининградской области с учетом растущего потребления голубого топлива.

Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер о значении планируемого СЕГ сказал так: «И для нас, и для наших немецких партнёров этот трубопровод ценен тем, что добавит безопасности и надёжности в снабжение энергией».

А вот премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас считает, что строительство Северо-Европейского газопровода обернется катастрофой для Балтийского моря. Страны Балтии с самого подписания соглашения о строительстве газопровода нервно обсуждали этот вопрос. Но Альгирдас Бразаускас впервые открыто высказал свое несогласие с проектом и заявил, что читает проект опасным для экологии моря.

По словам литовских защитников окружающей среды, со времен второй мировой войны на балтийском дне покоятся залежи химического оружия гитлеровской Германии, и вполне может оказаться, что трасса СЕГ пройдет через эту химическую свалку. В этом случае Балтийскому морю грозит экологическая катастрофа.

Альгирдас Бразаускас заявил: «При проведении всех работ мы, как члены конвенции об охране Балтийского моря, и все другие государства будем требовать соблюдения тех требований, что предусмотрены в конвенции. Балтийское море — это общее достояние, а не собственность одного или двух государств». Премьер пообещал, что обязательно поднимет этот вопрос на саммите лидеров стран Северной Европы в Рейкьявике.

Экологи, конечно, правы. Но, слушая все доводы, приходишь к мысли, что Литва против этого проекта только потому, что СЕГ не будет проходить через прибалтийские страны. Проложить газопровод по дну Балтийского моря намного дороже, чем по суше через территорию Белоруссии и Польши. Планируя построить третий путь в Европу для российского газа напрямую, в обход всех, Россия наносит удар сразу по всем транзитным странам.

По мнению российских ученых, до массового попадания отравляющих веществ (ОВ) в воду Балтийского моря осталось 5-7 лет. После Второй мировой войны здесь было затоплено трофейное немецкое химическое оружие — 302 875 тонн химических боеприпасов (свыше 66 000 тонн чистых отравляющих веществ). Большая часть этих боеприпасов была снаряжена ипритом (горчичным газом), но были также люизит, зарин, зоман, табун, синильная кислота, циклон-Б и другие отравляющие вещества.

Специалисты полагают, что наибольшая опасность исходит от затонувших судов, так как рассыпанные по дну моря снаряды, по крайней мере, зарастают илом и получают некий «каркас защиты». А вот ОВ на судах — это опасность залпового выброса всех этих ипритов и люизитов в акваторию мелководного Балтийского моря. А так как здесь практически отсутствует водообмен (полная смена воды происходит за 27- 30 лет), это может привести к экологической и экономической катастрофе во всех странах региона.

Кстати, генетики давно уже доказали, что даже микроскопические дозы иприта при попадании в организм способны вызвать нарушение генетического кода и привести к мутациям через 3-4 поколения. Причем, с точки зрения мутагенеза и онкологии, минимально допустимых концентраций нет.

Есть ли место экологам в большой политике? Журнал «Экология и право» будет следить за развитием событий.

В статье использованы материалы рассылки ENWL-info