News

Пресс уплотнения

Опубликовано: 20/09/2005

Автор: Вадим Гладилов

Ни в одном Законе Российской Федерации, включая градостроительный кодекс, нет такого термина: «уплотнительная застройка». И, тем не менее, все прекрасно понимают, что он обозначает. Потому что строительство новых зданий на месте детских площадок, вырубленных скверов, впритык к историческим ценностям стало повсеместным явлением в стране. И особенно остра эта проблема в Санкт-Петербурге.

Едва ли не каждую неделю то в одном, то в другом районе северной столицы проводятся пикеты, митинги, собрания горожан, протестующих против очередного согласия местных властей на сооружение в самых неожиданных местах нового дома. В протестных акциях участвуют, как правило, несколько десятков человек и потому, наверное, их усилия часто оказываются бесплодными: пошумели, повозмущались, кто-то даже по судам походил, которые в большинстве случаев принимают сторону застройщиков, — и на том все заканчивается. Редко-редко удается простым людям выиграть «битву» за свое право на информацию, на участие в принятии решений по проблемам, которые касаются многих горожан. А ведь все эти права прописаны в Конституции РФ, в многочисленных «правильных» законах. Да только кто ж их исполняет, эти законы, если речь идет о крупных дивидендах для строителей, а через них и для многочисленной армии чиновников.

Вот несколько печальных характерных примеров
Васильевский остров
История с «уплотнением» двора дома N41 по 10-й линии Васильевского острова. Несколько месяцев жильцы выдерживали натиск строителей, не давая им приступить к работе. Но в один из дней двор «украсился» бетонными плитами. Жильцы заволновались, пригласили разобраться в ситуации депутата муниципального совета округа N8 Анатолия Гудимова и главу администрации Василеостровского района Александра Исаева с помощниками.

Жители жаловались на нарушение закона и ссылались на Конституцию, которая гарантирует людям право на достойную жизнь. Они привели аргументы специалистов о том, что грунт в этом районе плохо пригоден для строительства; инженерные сети и так изношены, и им не под силу обслуживать ещё один дом; окружающие здания покрыты трещинами, а если начать вбивать сваи, то они окончательно развалятся… Документы у застройщика, по словам жильцов и адвоката, которого они наняли для защиты своих интересов, оформлены с грубейшими нарушениями.

Ещё один аргумент «против»: если двор будет поделен на две части, в его западную половину в случае пожара не смогут попасть пожарные машины, так как арка, ведущая на 10-ю линию, очень низкая. Глава администрации Александр Исаев выслушал жильцов и пообещал разобраться. Строителям было выдано предписание, согласно которому они обязаны приостановить работы на этом участке, вывезти плиты и убрать технику.

Когда ушли представители администрации, один из жильцов, сам строитель по профессии, предложил устроить во дворе шлагбаум, чтобы в него не могли попасть чужие машины, а пока отгородиться от возможного продолжения акций застройщика, вкопав в землю арматуру и залив её бетоном. Люди не очень надеются на то, что застройщик прислушается к предписанию главы района.

Полуостров Безымянный
Петербургские парламентарии выступают за запрет застройки территории полуострова Безымянный. По мнению депутатов ЗакСа, проблема сохранения территории полуострова Безымянный имеет высокое социальное значение, поскольку указанные территории являются достоянием всех жителей Санкт-Петербурга, важнейшими зонами спорта и отдыха, местом базирования парусного флота. Однако время от времени производятся попытки застройки этих территорий объектами, не связанными со спортом и рекреацией.

В этой связи депутаты приняли за основу проект закона «О некоторых вопросах развития территорий полуострова Безымянный». В соответствии с проектом, в течение 5 лет (срок действия закона) передача земельных участков, находящихся на территории полуострова Безымянный, в собственность или пользование физических либо юридических лиц для целей инвестиционного строительства не допускается.

a6ec46e952c7e5386871aa63818f8ddd.jpeg

Суворовский проспект
На Суворовском проспекте Петербурга собираются возвести жилой дом. Местные жители против, сообщил недавно «Строительный еженедельник». Инвестор – ООО «Балтийский торгово-промышленный союз» – выбрал для реализации своего проекта дворовую территорию, ограниченную брандмауэрами жилых домов.

Общественные слушания проекта, которые были назначены на 27 мая 2005 года, признаны недействительными, поскольку в обсуждении тогда участвовало лишь около 40 человек. В результате районная администрация вынуждена была резюмировать: «Слушания не состоялись в связи с заявлениями граждан о нарушении процедуры регламента подготовки и проведения общественных обсуждений проектов градостроительных решений. Гражданам не был обеспечен доступ для ознакомления с градостроительной экспозицией».

Противостояние продолжается…

Невский район
«Уплотниловка» в Невском районе превращает в кошмар жизнь более 5000 человек. На пересечении улиц Бадаева, Ворошилова и Джона Рида находится совершенно обычный, ничем не примечательный пустырь. Но у него есть одна особенность. Он представляет собой внутренний двор в квартале, образованном жилыми домами. Еще со времен возведения двух детских садов на нем скопилось такое количество строительного мусора и другого хлама, что уже многие годы местные жители используют его как место выгула собак. Но вот нескольким жильцам пришла в голову мысль благоустроить этот самый пустырь. Им удалось «заразить» своей идеей многих, проживающих в соседних домах. Был разработан проект, предусматривающий строительство здесь парковки для машин, зеленой зоны со скамеечками и аккуратными дорожками, а также пары-тройки детских и спортивных площадок.

Жильцы уже договорились между собой о размере взносов на строительство. Оставалось только получить разрешение у властей муниципального округа. Однако им дали от ворот поворот, мотивировав тем, что в одном из детских садов, который расположен рядом с пустырем, не закончены отделочные работы. Но даже когда детский сад привели в порядок, местные власти по-прежнему тянули с выдачей разрешения.

Причину задержки жители узнали совершенно случайно, когда в очередной раз обратились в муниципальный округ, чтобы навести порядок на дворовой территории. Оказалось, что постановлениями правительства Петербурга N 113 от 28.01.04 и N 382 от 09.04.04 строительной компании «Профит» было разрешено возвести на месте их пустыря два многоэтажных дома.

Выяснилось: по предварительному плану возведения двух новых домов потребуется не только уничтожение многолетних зеленых насаждений и единственной детской площадки, но зона строительства захватит и половину территории действующего детского сада.

Строительство новых домов резко ухудшит качество жизни жильцов в ранее построенных домах. Еще и вот почему. «Я живу на последнем этаже, и уже сегодня наша семья ощущает нехватку холодной воды в кранах, — говорит жительница дома 4, корпус 2 по улице Джона Рида Анастасия Потапенко. — Наверное, нагрузка на инженерные коммуникации и оборудование «Водоканала» уже предельная. Поэтому мне страшно даже представить, как мы будем жить, если к этим же сетям подключат два новых огромных дома».

На все письма, запросы, жалобы и коллективные обращения в различные инстанции жильцы получали лишь формальные отписки.

Таврический сад
Характерно, что негативные действия властей и застройщиков время от времени касаются в Санкт-Петербурге даже исторических центров. Процесс уплотнительной застройки может затронуть еще один памятник архитектуры федерального значения в центре города — Таврический сад. На месте расположенных здесь теплиц кооператива «Цветы» планируется построить элитный жилой комплекс. Застройщиком выступает ООО «Базис», а инвестором проекта является группа компаний «Веда».

Первой забила тревогу газета «Коммерсант», журналисты которой раскопали тщательно скрываемую информацию. Территория, занимаемая теплицами, еще в 2003 году была выставлена Фондом имущества Петербурга на торги, где ее приобрело ООО «Базис». Кооператив обратился в Арбитражный суд, требуя признать торги незаконными. С тех пор дело и «подвисло» — доказать свою правоту кооперативу пока не удалось. А вот первый заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов безапелляционно заявляет, что участок на Потемкинской улице находится у «Базиса» в бессрочном пользовании. (К чему тогда фарс с арбитражем?)

2c5dbb8fc158c36a7cffeb75c1619a27.jpeg

Во всяком случае, хваткие предприниматели, что называется, форсируют события: уже и эскизный проект, предусматривающий строительство по адресу: Потемкинская, 2, жилого комплекса высотой до семи этажей, готовится тем же самым «Базисом». Надеются здесь крепко на чью-то помощь в продавливании нужного решения…

Заявка на строительство жилого комплекса в Таврическом саду еще путешествует по профильным комитетам Смольного.

Председатель КГИОПа Вера Дементьева говорит, что еще не видела документов, но знает об этом проекте. «Нам нужно посмотреть участок, но в любом случае все будет проходить чрезвычайно сложно, через многие согласования», — заявила она.

Дело в том, что в Смольном предпочитают увидеть на этом участке культурно-развлекательный центр. Желание строить именно здесь и именно жилье понятно: такой проект окупится гораздо быстрее, поскольку не будет никаких расходов на инженерные коммуникации, они ведь уже существуют. А крупнейшие специалисты в области ландшафтной архитектуры уже бьют тревогу, заявляют о недопустимости застройки территории Таврического сада.

«Превращать его в сад при каком-то жилом комплексе — значит нанести непоправимый ущерб истории садово-паркового искусства в России», — отмечает историк садово-паркового искусства, профессор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский.

«Таврический дворец в нашем городе уникален тем, что сохранился в ансамбле с историческим садом. Оранжереи со стороны Шпалерной улицы смотрятся более-менее нейтрально, но если здесь будет дом, это разрушит ансамбль», — считает известный петербургский историк архитектуры, автор монографии о Таврическом дворце Валерий Шуйский.

Вместе с тем понижение статуса территории рядом с оранжереей может быть реализовано по схеме, уже отработанной на соседнем участке сада. Напомним, что в дни 300-летия Петербурга не меньшие возражения историков встретила идея главы «Газпрома» Алексея Миллера построить на территории бывшего парка аттракционов в Таврическом саду крытый детский каток (в подарок городу).

Проведя культурно-историческую экспертизу, ООО «Архитектурная мастерская Славиной» нашло такое строительство возможным. Руководитель мастерской, академик архитектуры и член Совета по сохранению культурного наследия КГИОПа Татьяна Славина пояснила: «Никаких противопоказаний относительно нового катка — ни функционально, ни композиционно — быть не может». Министерство культуры в марте 2004 года разрешило корректировку границ памятника «Таврический сад» и вывело за них лакомый кусок. Крытый каток на месте аттракционов уже проектируется, и, как поговаривают, это будет спортивно-оздоровительный комплексе с саунами.

Хотелось бы, чтоб читатели вспомнили. Исторически ансамбль Таврического дворца включает здание резиденции князя Потемкина (архитектор Иван Старов, 1783-1789), пейзажный парк (садовый мастер Вильям Гульд, 1780-1790-е), а также дом садового мастера со службами, теплицами и оранжереями (архитектор Федор Волков, 1793-1794). Таврический сад в целом сохранял свой первоначальный облик до середины XIX века, после чего в нем появляются спортивные площадки и развлекательные заведения. Строится выставочный павильон Императорского общества садоводства (архитектор — Николай Игнатьев, 1913), позднее переоборудованный в кинотеатр «Ленинград», в 1930-е устраиваются аттракционы, а из Царского Села переносится здание Оранжереи (архитектор Александр Бах, 1900).

С начала 1990-х годов идут дискуссии о возможности восстановления утраченных фрагментов пейзажного парка, который сохранился в своих исторических границах. Накануне 300-летия Петербурга была проведена тщательная реставрация Таврического сада, в 2000-м году в 9-й мастерской «ЛенНИИпроекта» совместно с КГИОПом разработали проект восстановления участка пейзажного парка на территории возле кинотеатра «Ленинград», ранее занятой аттракционами.

Согласно постановлению правительства РФ от 10 июля 2001 года №527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербург», вся территория ансамбля, ограниченная улицами Шпалерной, дома 45-47, Потемкинской, дома 2-4, Кирочной, дом 50, и Таврической, дом 8, является федеральным памятником «Таврический дворец». Появится ли здесь еще и жилой дом?

Вместо комментария
«Мы не можем полностью отказаться от уплотнительной застройки. Как бы кто ни протестовал», — это было сказано во время утверждения городским правительством «Комплекса мероприятий по подготовке территорий для жилищного строительства на период с 2004 по 2010 г.» в середине прошлого года.

В число будущих стройплощадок вошли Московский, Невский, Василеостровский районы. По словам председателя комитета по строительству Евгения Яцышина, город берет на себя обязательства по развитию инфраструктуры (сетей, дорог и прочего) на новых перспективных территориях. Это позволит повысить темпы строительства жилья, эффективность использования территории и стимулировать инвестиционный процесс. До 2002 года было освоено 50% территорий от намеченного в Генплане еще 1987 года. По новой программе в деловой оборот до 2010 года будет вовлечено 865 га территорий.

По мнению Валентины Матвиенко, такое решение надо было принять давно. «Этот документ будет понятен для инвесторов, которые будут знать направление жилищного строительства, — говорит Валентина Ивановна. — Город берет на себя обязательство по подготовке новых территорий. Инвесторы будут обращать взоры уже в определенных направлениях и понимать, что город гарантирует им мощности по теплу, по воде, по электроэнергии, реализацию социальной программы, развитие транспортной сети. Что касается темы уплотнительной застройки, то мы не можем полностью от нее отказаться, как бы кто ни протестовал. Мы отменили много решений, которые нарушали законодательство. Но в тех кварталах, где есть пустующие земли, строительство продолжится».

Коли мы уж услышали это высказывание губернатора Санкт-Петербурга, то давайте вспомним и предвыборные речи Валентины Ивановны. Не раз и не два она со всей присущей ей энергией и решительностью обещала покончить с… уплотнительной застройкой. Лучше на свободных участках внутри кварталов разбивать скверики и садики да устраивать детские площадки. Вот такая метаморфоза: оказывается, и несгибаемого радетеля за народное благо можно переубедить.

Кстати, откровения губернатора на эту тему прозвучали и в году нынешнем, когда правительство принимало новый генеральный план Санкт-Петербурга. Она сказала: раньше мы жили по понятиям, а теперь все будет по закону. То есть, признан факт того, что все прежние решения по уплотнительной застройке принимались исключительно волюнтаристским путем, по желанию отдельных лиц и не были никоим образом скоординированы. Но ведь существовал же прежний генеральный план, в котором также ни слова не было о возможности уплотнительной застройки. Значит, все стройки внутри кварталов, построенных много лет назад, незаконны?

И еще один вопрос возникает с предельной неизбежностью: кто дает гарантии, что отныне все строительство будет вестись исключительно по генплану, а волюнтаризма удастся избежать? На Валентину Ивановну Матвиенко, которая меняет принципы в зависимости от определенных условий, надежда слабая. Кто же защитит петербуржцев от произвола?

Что думают по поводу уплотнительной застройки сами строители, выяснить было несложно. Всю вину строители перекладывают на плечи самих граждан, а также на городскую администрацию, которая, по их словам, слишком долго не готовила новые земельные участки под строительство, так что теперь приходится тесниться на насиженных местах. Кроме того, строители задушены налогами, их вынуждают платить вперед огромные деньги, которых у малых и средних компаний просто нет. Они утверждают, что строительство в Петербурге будет сокращаться, и что будет дальше — никто не знает.

Попробовали мы узнать и мнение законодателей города. Вот что говорит депутат законодательного собрания Алексей Игоревич Белоусов:

— Можно ли защититься от подобных действий строителей на территории Санкт-Петербурга? Я считаю, можно, и для этого достаточно много делается. В частности, могу сказать, что закон об общественных обсуждениях, который приняло законодательное собрание, позволяет по ряду случаев не просто приостановить, но и отменить действующее распоряжение администрации Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга в том случае, когда были осуществлены нарушения норм и правил при осуществлении строительных работ. У меня на Островском, 28/32 такое «пятно», которое предполагали строители застроить еще четыре года назад. Вот мы четыре года уже в судах, но, слава богу, там ничего не строят, и, я надеюсь, не будут строить никогда.

— Но вот в чем беда,— сказали мы депутату,— закон об общественных слушаниях есть, а строители его игнорируют, говорят, что это только тормозит процесс введения в строй жилья и ведет к удорожанию. Как найти здесь консенсус?

— Любые общественные слушания дают определенные пожелания со стороны жителей, которые на самом деле на протяжении всего периода строительства сталкиваются с трудностями. Это движение большегрузных автомобилей, которые везут строительные материалы, это работа на строительной площадке, это грязь. Для того чтобы нормально осуществлять строительство и чтобы не было никаких выступлений со стороны жителей, строители должны, конечно, делать все, чтобы компенсировать подобного рода неудобства. Разговор, конечно, идет не о тех случаях, когда нарушаются нормы и правила, когда нарушаются определенные инсталляционные или иные условия, связанные с уплотнительной застройкой. В случае, когда на законных основаниях происходит строительство, пожелания жителей связаны с требованиями построить спортивную площадку, благоустроить двор, обеспечить звукоизоляцию – и застройщики должны понимать людей, идти им навстречу.

В принципе, уплотнительная застройка в центральной части города существовала и до перестройки. Есть десятки объектов, построенных в исторической части Санкт-Петербурга, и если пройти по центральным улицам, то увидим, что вот эти старые здания, потом современные, в стиле 60-70-х годов, встроены, и таких объектов достаточно много.

Не хочется верить, что и дальше положение останется прежним. Должны же чиновники понять, что хоть какого-то комфорта в жизни хотят не только VIP-персоны, но и обычные горожане, их дети и внуки…