News

Трубопровод: намерения и реальность

Опубликовано: 30/08/2005

Автор: Вадим Гладилов

На фоне не прекращающихся громких скандалов и судебных разбирательств вокруг нефтегазовых проектов «Сахалин» и проектируемого трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» как-то незаметно для общественности прошло сообщение о предполагаемом строительстве нефтепровода от Талаканского месторождения до станции Лена. А между тем, его сооружение может сыграть большую роль как в развитии экономики Сибири, так и в ухудшении экологии этого региона.

Совсем недавно в Иркутске прошли общественные слушания, посвященные строительству нефтепровода от Талаканского месторождения. Эти слушания были призваны увеличить влияние экологов и общественного мнения на ход реализации проекта — уже через три года «Сургутнефтегаз» планирует подключить свою трубу к системе магистральных нефтепроводов «Транснефти».

К сожалению, слушания оказались очередным «мероприятием для галочки»: обсуждение декларации о намерениях по строительству нефтепровода, а также технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемого нефтепровода было сведено к чисто формальным выступлениям «заинтересованных лиц». Замечания общественности и экологов были выслушаны и …проигнорированы.

Проект предполагает строительство нефтепровода между крупнейшими в Сибири Талаканским и Верхнечонским месторождениями и станцией Лена (город Усть-Кут, Иркутская область). Планируется, что по нефтепроводу протяженностью около 500 км и стоимостью 1 млрд. руб. будет транспортироваться до 26 млн. тонн нефти в год. По предварительным расчетам, на трассе нефтепровода предусматривается строительство 13 перекачивающих станций. В районе станции Лена планируется строительство терминала налива в железнодорожные цистерны и подключение к системе магистральных нефтепроводов «Транснефти». По словам гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, строительство нефтепровода начнется в 2006 и завершится в 2008 году. И это вопрос «решенный и согласованный во всех инстанциях», поэтому мнение общественности вряд ли способно что-то изменить.

Проектировщики и строители делают упор на то, что трасса нефтепровода пройдет по малоосвоенным просторам Сибири, и потому не может быть никаких рисков для людей. Совсем не уверены в этом экологи: 13 перекачивающих станций и терминал — это всегда потенциальная экологическая опасность.

«Общественные слушания проекта строительства нефтепровода от Талакана — чисто технический момент, — сказал аналитик нефтегазового сектора ИБ «ЦентрИнвест Групп» Константин Батунин. — Вопрос согласования проекта уже не стоит. Главное сейчас — привлечение инвестиций на строительство трубопровода». В настоящее время рассматриваются предусловия государственной поддержки строительства данного нефтепровода.

Что касается перспектив этого месторождения, то большинство специалистов считают, что нефтепровод Талакан — станция Лена все-таки будет построен. «Развитие Талаканского месторождения с его большими запасами без создания магистрального нефтепровода Сибирь — Тихий океан практически нереально, — пояснил Константин Батунин. — Однако с учетом того, что сейчас по проекту строительства экспортного трубопровода пошли некие подвижки, неплохие шансы на реализацию имеет и Талаканский проект». Как заявил недавно президент «Транснефти» Семен Вайншток, компания уверена в заполнении восточного нефтепровода.

И вновь хочется подчеркнуть, что ни общественные организации, ни профессиональные экологи не против того, чтобы Сибирь «прирастала нефтью и газом». Все проблемы в том, как это будет делаться. Опыт показывает, что технология ведения работ на таких крупных объектах, как правило, грешит множеством ошибок, которые негативно влияют на состояние окружающей среды. Речь не только о вырубаемых лесах, но еще и о реальных возможностях аварий и чрезвычайных ситуаций уже после окончания строительства. Вместо того чтобы спланировать и реализовать конкретные меры по надежной защите трубопроводов, проектировщики чаще всего отделываются «убеждениями», что «ничего такого не случится». Зная сотни примеров разливов нефти как из труб, так и из судов и цистерн, люди уже не очень-то верят подобным заявлениям. И они правы.