News

Неожиданный поворот в деле нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»

Опубликовано: 12/08/2005

Автор: Международный Социально-экологический Союз

10 августа 2005 г. Хабаровский краевой суд снял с рассмотрения кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) на решение Хабаровского районного суда о признании не соответствующими закону решений ФСЭТАН об организации и проведении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и об утверждении заключения ГЭЭ материалов «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан», а также о признании недействительным положительного заключения ГЭЭ с момента его утверждения.

Напомним, что заявление в суд было подано гражданами-жителями г. Хабаровск и четырех муниципальных районов Хабаровского края, по территории которых пройдет трасса проектируемого нефтепровода, а также общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Хабаровского и Приморского краев.

Однако доводы заявителей не ограничились указанием на нарушения закона, допущенные в данных регионах. Материалы «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан» являются единым объектом государственной экологической экспертизы, а сам нефтепровод воспринимается общественностью как неделимый объект хозяйственной деятельности и источник потенциальной экологической опасности на всем его протяжении (воздействие на экосистему озера Байкал, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, пересечение крупнейших рек – источников питьевого водоснабжения, в том числе р. Амур, многочисленных особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, расположение конечного пункта нефтепровода в бухте Перевозная Приморского края).

В судебном заседании заявители доказали, что при организации, проведении и утверждении заключения государственной экологической экспертизы были нарушены требования природоохранительного законодательства РФ и важнейшие принципы экологической экспертизы:
• гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, а также обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
• научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

К основаниям, изложенным в заявлении, относились также превышение полномочий Ростехнадзора при проведении ГЭЭ, проведение экспертизы по некомплектным материалам, разработанным с нарушением процедуры ОВОС, не имеющим положительных согласований органов федерального надзора и контроля, несоблюдение требований экологической безопасности, отсутствие проработки трансграничных воздействий намечаемой деятельности и многое другое. Суд первой инстанции признал доводы заявителей обоснованными и удовлетворил заявление в полном объеме.

Причиной того, что рассмотрение дела в Хабаровском краевом суде не состоялось, явилась недостаточная правовая подготовка представителей ФСЭТАН.

Вероятно, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору не удалось найти среди своих сотрудников достойного кандидата представлять интересы указанного федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы и доказывать законность принятых им решений, раз ФСЭТАН поручила это главному юрисконсульту ОАО «АК «Транснефть».

В итоге кассационная жалоба была подана с нарушением процессуальных норм, что не осталось незамеченным Хабаровским краевым судом. Ни юрисконсульт ОАО «АК «Транснефть», ни прилетевший вместе с ним из Москвы второй представитель ФСЭТАН даже не успели ничего сказать в свое оправдание.

Вряд ли кто-то сейчас возьмется прогнозировать дальнейший ход судебного разбирательства по делу.

Тем не менее, остается бесспорной обязанность заказчика государственной экологической экспертизы и ФСЭТАН исполнять требования определения Хабаровского районного суда от 13.05.2005г., приостановившего действие оспоренных решений (в том числе реализацию «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы ВС-ТО»). В данном случае реализацией объекта экспертизы являются проектные работы на следующем этапе технико-экономического обоснования (ТЭО).

Проведение общественных обсуждений раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) в составе ТЭО (проекта) «Трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан. Первый пусковой комплекс», которые ОАО «АК «Транснефть» планирует провести в Республике Бурятия, Читинской, Иркутской, Амурской областях и Приморском крае 15-16 августа, фактически является реализацией объекта экспертизы, нарушением законодательства и неисполнением судебного определения.

Кроме того, результаты таких общественных обсуждений не будут иметь юридической силы.

С учетом обстоятельств несостоявшегося сегодня рассмотрения дела, решения суда первой инстанции, результатов прокурорских проверок и последовавших отзывов положительных согласований территориальных органов надзора и контроля, заявители полагают, что логичным шагом ФСЭТАН мог бы стать отзыв кассационной жалобы и дальнейшее исполнение своих функций в области экологической экспертизы в строгом соответствии с законом.

Грубейшие нарушения законодательства, допущенные ФСЭТАН при организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов «Обоснования инвестиций…», были обсуждены в ходе круглого стола «Общественный экологический контроль за проектированием и строительством нефтепроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан», организованного 9 августа 2005 г. заявителями по делу совместно с общественными организациями г. Москва, Республики Бурятия и Приморского края.

В мероприятии приняли участие более 40 человек: жители г. Хабаровск, общественные организации, СМИ, представители специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и Правительства Хабаровского края.

В ходе «круглого стола» организаторы также проинформировали жителей Хабаровского края и органы государственной власти об имеющейся позиции общественных организаций в области реализации проекта строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан»; о результатах осуществления общественного экологического контроля за проектированием и строительством нефтепровода; а также о том, что ОАО «АК «Транснефть» уже в течение 3 лет, невзирая на многочисленные протесты общественности, органов прокуратуры и других органов исполнительной власти, нарушает требования законодательства и права граждан.