News

Эффект судебных решений

Опубликовано: 01/08/2005

Автор: Вадим Гладилов

Мы уже сообщали в начале июля (в статье «Суду все ясно»), что Хабаровский районный суд отменил положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан». Теперь судебная волна по этому делу достигла Москвы…

25 июля Савеловский районный суд г. Москвы признал незаконным отказ в регистрации муниципалитетом района Беговой общественной экологической экспертизы проекта строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО)».

Несколько подробнее о сути дела. Поскольку по данному проекту в свое время не была проведена общественная экспертиза, Гринпис России подал документы на регистрацию такого мероприятия 16 марта 2005 г. Однако в муниципалитете, где принимали заявление, с самого начала было заявлено, что в регистрации, скорее всего, будет отказано. Районные власти, дабы не обременять себя ответственностью, посчитали, что регистрировать экспертизу следует по месту ее проведения, то есть в сибирском или дальневосточном регионе. Отрицательное решение состоялось. Хотя ранее тот же самый муниципалитет Беговой без проблем регистрировал заявления Гринпис о проведении общественных экологических экспертиз по другим проектам. В том числе и по обоснованию инвестиций в строительство той же системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Юристы Гринпис, тщательно исследовав Федеральный Закон «Об экологической экспертизе», сделали вывод, что отказ в регистрации был неправомерным. В частности, статьей 24 Закона определен исчерпывающий перечень оснований, по которым общественным объединениям может быть отказано в регистрации заявлений о проведении экспертизы. Необходимость регистрации их по месту проведения или реализации объекта экспертизы не относится к основаниям, предусмотренным законом. Потому в Савеловский суд и было подано заявление об обжаловании незаконных действий районных властей.

«Подобные отказы и ранее встречались в практике работы общественных организаций, — отмечается в сообщении Гринпис России. — Такими действиями органы местного самоуправления сознательно пытаются препятствовать законной деятельности экологических организаций. Данный прецедент должен стать показательным не только для общественности, но и для местных властей».

Решение Савеловского суда должно вступить в силу в течение 10 дней, и после этого, не позднее чем через 7 дней, общественная экспертиза должна быть зарегистрирована.

Напомним, что проект строительства нефтепроводной системы «ВСТО», который должен стать предметом общественной экологической экспертизы, разработан ОАО «АК Транснефть».

Если вернуться к чуть более ранним событиям — решению Хабаровского районного суда об отмене положительное заключения государственной экологической экспертизы проекта «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан», — то важно подчеркнуть следующее. Поводом для подачи заявления в суд явились существенные нарушения ФСЭТАН требований природоохранительного законодательства РФ и важнейших принципов экологической экспертизы при ее организации, проведении и утверждении: гласности. На практике не оказалось условий для участия общественных организаций, общественное мнение было полностью проигнорировано. Поэтому нет никаких оснований для объективности и законности выданных положительных заключений; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.

К основаниям, изложенным в заявлении, относятся также превышение полномочий ФСЭТАН при проведении ГЭЭ. В числе явных ошибок — проведение экспертизы по проекту, разработанному с нарушением процедуры ОВОС (в части разработки и представления на общественные слушания всех альтернативных вариантов, предоставление некомплектных материалов), несоблюдение требований экологической безопасности (при запроектированном переходе выше по течению р. Амур, прохождении в районе Тунгусского месторождения подземных вод, размещении нефтеналивного терминала в бухте Перевозная), отсутствие проработки трансграничных воздействий намечаемой деятельности и многое другое.

Вот как прокомментировал решение этого суда руководитель Байкальского проекта Гринпис России Роман Важенков:

— Приятно осознавать, что российское правосудие в этот раз оказалось на стороне 30 последних оставшихся в природе дальневосточных леопардов. Появилась надежда, что не попадет нефть и в священный Байкал, по побережью которого «Транснефть» стремится протянуть свою трубу. Загубленную природу не смогут вернуть к жизни никакие «нефтедоллары». Нефть скоро закончится, и нефтяные компании уйдут из региона, нисколько не заботясь о том, что будущим поколениям тоже нужны чистая байкальская вода и девственные дальневосточные леса.

Две победы в одном месяце, безусловно, радуют. Однако, нельзя забывать, что «Транснефть» — организация мощнейшая, к поражениям там не привыкли. Вполне понятно, что там будут придумываться новые способы того, как обойти и действующее законодательство, и судебные решения. Ведь там как привыкли думать? «Нельзя, но если очень хочется, то — можно!»

Использованы материалы Гринпис России, ИА REGNUM