News

Градостроение и экологическая безопасность: требуются новые подходы

Опубликовано: 25/07/2005

Автор: Александр Веселов

В рамках федерального закона «Об охране окружающей среды» Союз экологов Республики Башкортостан (РБ) и ОАО «Волшебный мир» провели в Уфе первые показательные экологические слушания. На них обсуждены намерения построить на озере Архимандритское Уфимского района грандиозный аквацентр, а также проект реконструкции здания Уфимской производственно-торговой швейной фабрики им.8 Марта.

Приняли участие в этих мероприятиях представители органов местного самоуправления (на территории которых планируется разместить объект), государственных контролирующих органов (экологический контроль, пожарный надзор, санэпиднадзор, управления архитектуры, МЧС РБ, комитет по землеустройству и земельным ресурсам), заинтересованные граждане и общественные организации, корреспонденты СМИ, представители научных учреждений, коммерческих и банковских структур. Основной предмет обсуждения — доклады заказчиков и проектировщиков о намерениях и способах реализации проекта.


Сейчас можно смело утверждать, что выгоду от этих слушаний получили абсолютно все участники. Заказчик (инвестор) строительства получил исчерпывающую информацию о мнении населения о возможности строительства вообще и его методах в частности. Это является весьма важным, так как несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на возможность использования придомовых территорий вполне может повлечь за собой прекращение в судебном порядке строительства.


Кстати, в настоящее время в суде рассматривается жалоба жителей дома №86 по ул. Комсомольской в Уфе на незаконность строительства вставки между домами, что привело в ненормативному снижению размера внутридворовой территории для жителей этого дома. А в прошлом году Башкирской межрайонный природоохранный прокурор принес по аналогичным основаниям протест и потребовал приостановки лицензии МУП «Инвестиционная строительная компания г. Уфа», не имевшего разрешений на строительство и не обеспечивающего учет общественного мнения при строительстве 22 объектов в городе.


Поэтому заказчику и проектировщику важно уже на стадии декларации о намерениях учесть все обоснованные предложения граждан, чьи права могут быть нарушены размещением и эксплуатацией нового объекта. В их же интересах получить замечания и предложения по корректировке предпроектной документации от специалистов контролирующих органов. Кроме этого, широкое распространение информации о проекте позволяет получить его общественную поддержку, провести рекламу проекта и привлечь дополнительных соинвесторов, облегчить получение согласований и экспертиз, снизить неизбежные расходы на исправление и доработку проектной документации. На слушаниях, о которых мы говорим, эти цели были достигнуты. Более того, при обсуждении проекта аквацентра выяснилось, что предварительные изыскания по данному участку уже проводились и есть в наличии, то есть заказчик получил ощутимую экономию средств.


Государственным контролирующим органам также выгодно предварительно провести экспресс-ознакомление с проектом и внести в него коррективы или предложения, что позволит сократить время рассмотрения и экспертизы проекта в будущем или предотвратить возможные нарушения заказчиком действующих норм и правил.


Администрация города , района или сельского совета уже на этой стадии публично может высказать свои пожелания и условия заказчику по решению социально-экономических проблем, связанных с данным строительством.


Граждане, проживающие на территории реализации проекта, на слушаниях могут не только потребовать (с фиксацией в протоколе слушаний) соблюдения определенных условий, но и подготовиться к грядущему изменению социальных и иных условий проживания.


Средства массовой информации в результате слушаний получают из первых рук точную информацию о перспективах развития данной территории и доносят ее до населения. Ну, и потенциальные инвесторы на слушаниях могут оценить перспективность и выгодность возможного вложения средств в обсуждаемый проект.


Таким образом, в результате проведения общественных слушаний и обсуждений ощутимый эффект получают все стороны-участники, а общество в целом социально выигрывает. А это, в свою очередь, поднимает общественную активность и самосознание граждан. Указанное тем более важно, когда Россия готовится к вступлению в ВТО, где действуют европейские стандарты по участию общественности в принятии решений и жесткие механизмы ответственности за их несоблюдение.


Итак, первый опыт оказался удачным, и потому Союз экологов РБ считает необходимым проведение в ближайшее время общественных слушаний по строительству в водоохранной зоне и в районе базы ОАО «Цветы Башкирии» гипермаркета «ИКЕА», а также моста через реку Уфа и по другим объектам.


С учетом общественного мнения напрямую связана проблема доступа к информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. В Башкортостане эта проблема отнюдь не снята с повестки дня. Население, общественные организации по-прежнему не имеют (хотя это право прямо предусмотрено законодательством) информации о поступивших на государственную экологическую экспертизу проектах хозяйственной деятельности, результатах экспертизы, сроках и месте реализации проектов, не имеют возможности внести свои предложения по данным проектам. И вообще получить экологическую информацию, являющуюся государственным информационным ресурсом, становится все труднее: запросы, как правило, просто остаются без ответа. Можно привести последний характерный пример.


Республиканская конференция по управлению природоохранной деятельностью приняла решение объявить экологическими поселениями ряд поселков, включая пос. Янбай Кармаскалинского района. В связи с этим, Союз экологов РБ запросил информацию о состоянии окружающей среды (вод, почв, атмосферного воздуха, радиационной обстановке и т.д.) на прилегающей к поселку территории, где находятся и объекты НГДУ «Уфанефть». Данное нефтегазовое управление отказалось представить такую информацию, переадресовав запрос к контролирующим органам.


Республиканский центр госсанэпиднадзора ответил, что состояние воды в колодцах населенных пунктов и радиационная обстановка не входят(!?) в компетенцию этой службы, а Министерство природных ресурсов РБ сообщило, что НГДУ «Уфанефть» в Кармаскалинском районе никогда не проверялось, поэтому какая-либо экологическая информация отсутствует. Круг замкнулся, и возник вопрос: создана ли в республике Единая государственная информационная система экологического мониторинга (ЕГИСЭМ РБ), на которую потрачено 515 млн. рублей за последние пять лет?


Кстати, в соответствии с постановлением Кабинета министров РБ от 19 июня 2001 года №134, к основным целям и задачам программы создания такой системы относится обеспечение органов государственной власти, общественных организаций и граждан своевременной, полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды.


Анализ ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей среды в Республике Башкортостан показывает , что там помещается усеченная неконкретная информация, которую невозможно использовать в привязке к конкретному участку местности или объекту и вообще невозможно применить в практическом плане.


К примеру, утверждается, что радиационная обстановка на территории республики нормальна, хотя Союз экологов РБ располагает проверенной информацией, что на некоторых объектах нефте- и газодобычи гамма-фон превышен в десятки раз, и это признал в 2000 году Госатомнадзор России и Госсанэпиднадзор России, издав соответствующие нормативно-правовые акты. Население не имеет информации, в каких зданиях хранятся и применяются источники ионизирующего излучения, или, к примеру, о гамма-фоне на городской свалке, а также в парках и иных объектах массового посещения.


Нет публичной информации о состоянии загрязненности атмосферы, к примеру, в селитебной зоне Уфы, хотя указанное выше постановление предусматривало разработку карт экологической загрязненности территорий. И, значит, при приобретении квартиры, коттеджа, садового участка житель республики покупает «кота в мешке», не зная состава почвы на данном участке, состояния атмосферы и направления преобладающих ветров, качества грунтовых вод, перспектив строительства рядом со своим жильем какого-нибудь химического или иного вредного производства и т.д.


Это касается и градостроительной деятельности. В республике нет специализированной компетентной проектно-изыскательской организации, ведущей в комплексе инженерно-экологические изыскания строительных площадок, а также проверяющей экологические характеристики вновь построенных жилых помещений (проверка сертификатов безопасности отделочных материалов, оценка радиационного фона, уровня электромагнитного и шумового загрязнений, параметров вентиляции и т.д.) и прилегающей к ним территории.


Эти проблемы новый Градостроительный кодекс РФ и экологическое законодательство заставят нас решать уже в этом году.