И вновь продолжается бой…

c8a70226a0666d968f59e0a8e730bb02.jpeg

Но обо всем по порядку.

В администрацию Ногликского района направлено уведомление о возобновлении акции протеста против прямого негативного воздействия, которое оказывают нефтяные компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, Лтд» (оператор проекта «Сахалин-2») и «Эксон Нефтегаз Лимитед» (оператором проекта «Сахалин-1») на окружающую среду и образ жизни коренных малочисленных народов, проживающих на севере Сахалина. Акция будет проходить в форме пикетирования и блокирования дорог к строительным объектам нефтяников.

По словам Председателя Совета Уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области Алексея Лиманзо, уже исчерпаны все возможности для мирных переговоров с нефтяниками. «За два месяца мы не продвинулись ни на шаг в решении наших проблем. Компания «Сахалин Энерджи» после нескольких раундов переговоров предложила свой план содействия развитию коренных народов. Но его реализация в лучшем случае начнется в 2006 году, и в нем даже не упоминается о двух наших главных требованиях — проведении этнологической экспертизы и создании фонда. От других компаний, в частности, «Эксон Нефтегаз Лимитед», вообще не последовало никаких предложений», — сообщил А. Лиманзо.

Пикетирование на севере Сахалина продолжится в течение недели. Одновременно митинги протеста пройдут в Москве, возле главных офисов операторов проектов. Акция солидарности с коренными народами Сахалина запланирована на эти дни также в Нью-Йорке перед зданием коммерческого банка Credit Suisse First Boston (CSFB), являющегося финансовым советником проекта «Сахалин-2». Как и на первом этапе, о своей помощи коренным народам Сахалина в проведении акции уже заявили партии «Зеленая Россия» и «ЛДПР».

Нельзя не усмотреть связи между этой акцией и решением ЕБРР о приостановке финансирования проекта «Сахалин-2». Наибольшее количество вопросов у руководства Банка вызывает недостаточная проработка компанией «Сахалин Энерджи» плана ликвидации и предотвращения нефтяных разливов. Характерный пример — авария бельгийского дноуглубительного судна «Христофор Колумб», произошедшая 8 сентября 2004 г. в акватории Холмска (юго-западное побережье острова Сахалин).

Во время шторма судно выбросило на берег. Из трех поврежденных танков в море вытекло около 200 тонн топлива. В итоге аварии шесть километров береговой полосы, включая городские пляжи, было загрязнено нефтепродуктами. Работы по локализации последствий аварии были начаты только спустя 57 часов. Утечки топлива с аварийного судна продолжались. Эта ситуация показала, что компании-операторы проекта «Сахалин-2» не готовы к борьбе даже с относительно небольшими проливами нефтепродуктов.

Не решается нефтяниками и проблема негативного воздействия трубопровода на нерестовые реки. В марте английский «Observer» опубликовал фотографии, на которых видно, как компании-субподрядчики SEIC спускают строительный мусор в пресноводные нерестилища лосося.

Серьезную опасность для популяции серых китов (еще в 1998 году ученые насчитали их здесь 59, а теперь значительно меньше) представляют загрязнение морской среды и сильный шум от дноуглубительных работ при установке платформ. В частности, исследование, проведенное Гринпис в 2001 году, показало, что строительство платформы «Моликпак» вынудило китов сменить район обитания и сдвинуться на север. По настоянию экологов компания «Сахалин Энерджи» изменила летом прошлого года маршрут трубопровода. Но при этом она проигнорировала рекомендации экспертов перенести нефтедобывающую платформу подальше от кормовой базы китов.

Для реализации второго, самого крупного, этапа проекта оператору «Сахалин-2» нужно найти не менее пяти млрд. долл. В апреле руководство SEIC обратилась за кредитом к четырем международным финансовым организациям — ЕБРР, Японскому банку международного сотрудничества, американскому Exim-банку, британскому Агентству по финансовым гарантиям. ЕБРР собирался принять окончательное решение о выдаче средств летом. Но теперь оно перенесено на неопределенный срок.

Тем не менее, представители ЕБРР призывают не торопиться с выводами. «В настоящее время мы подняли эти вопросы на переговорах с «Сахалин Энерджи» и обсуждаем возможные решения, — пояснил в интервью «Газете.Ру» пресс-секретарь московского офиса ЕБРР Ричард Уоллис. — У компании еще есть возможность все исправить».

—> К сведению:
Общая стоимость проекта составит около 12 млрд. долл. Проект реализуется в два этапа.

Фаза 1 включает разработку одного из участков Пильтун-Астохского (нефтяного) месторождения. Для бурения используется платформа «Моликпак».

Фаза 2 представляет собой более крупный проект и предусматривает разработку остальных участков Пильтун-Астохского месторождения, а также освоение Лунского (газового) месторождения. Для реализации проекта планируется сооружение двух буровых платформ, системы трубопроводов для перекачки нефти и газа на берег и далее — на юг острова. Здесь, в Пригородном, ведется строительство гигантского завода по сжижению природного газа, а также нефтепогрузочного терминала для вывоза нефти на экспорт.

Запасы Пильтун-Астохского и Лунского месторождений – 600 млн. тонн нефти и 700 млрд. куб. м газа.

Вадим Гладилов