Почем мазут на железной дороге?

db1b202298cbc5ab557bfc24eafea90d.jpeg

По данным МЧС России, к утру 20 июня спасатели и железнодорожники собрали с места аварии в общей сложности 126 тонн мазута. Бригады железнодорожных войск приступили к ликвидации последствий. Как передает Интерфакс, на помощь спасателям направились около ста военнослужащих. Они должны совместными усилиями очистить левый берег реки Вазузы от пятен мазута.


В МЧС отмечают, что вся территория, пострадавшая от аварии грузового поезда, а это около трех тысяч квадратных метров, обработана специальными биопрепаратами. Как сообщил начальник центрального регионального штаба МЧС России Павел Плат, пятен мазута на поверхности Вазузы практически нет, их прибило к берегу.


В воскресенье на береговой линии Вазузы начались работы по опрыскиванию загрязненной поверхности сорбентами, три вертолета МЧС России использовали на поверхности Вазузы и Волги 45 тонн реагентов. Благодаря этому удалось очистить от мазута около 650 м береговой черты реки Гостижа, 500 м впадающей в нее реки Вазуза и 80 м в месте впадения Вазузы в Волгу. В настоящее время в район разлива мазута продолжают доставлять сорбенты.


То, что не удалось растворить на берегу при помощи распыляемых реагентов, собирают вручную. Люди косят траву, убирают зараженный грунт лопатами и ведрами и складывают его в герметичные бочки. Предполагается, что спасатели увезут с места аварии для последующей утилизации около 500 кубометров загрязненного грунта. Разлившуюся нефть собирают сейчас 600 спасателей и железнодорожников. Но рабочих рук не хватает, и руководство оперативного штаба по ликвидации аварии обратилось за помощью к местным жителям.

a2e3457f1e854ead89258a55c0f60ba0.jpeg


19 июня представитель оперативного штаба заявил, что в близлежащих деревнях началась мобилизация местного населения, сообщает агентство Интерфакс. «Нам очень нужны люди с лопатами, граблями и другими инструментами, способные помочь в ликвидации последствий аварии», — заявили в штабе. «Недавно к нам прибыло около 100 человек из числа пожарных и спасателей Тверской области, однако этого количества недостаточно. Работы надо вести очень быстро, пока не начались дожди. Мазут может смыть в реку, и тогда экологические последствия катастрофы станут еще более тяжкими». Тем не менее, за минувшие выходные процесс загрязнения Вазузы удалось остановить и сократить содержание в воде количества углеводородов почти в 10 раз.


Все цистерны отвозят в Зубцов и Арестов, откуда их отправляют во Ржев. «Во Ржеве будет проводиться анализ цистерн, из них будут выливать мазут», — уточнили представители Октябрьской железной дороги.


Если в пятницу, 17 июня, нормы в Вазузе были превышены в 50 раз, то через два дня — в 5-9 раз, сообщили в МЧС России. Замеры делали до тех мест, где установлены боновые заграждения, препятствующие попаданию мазута в Волгу. А ниже заграждений, в районе города Зубцов, анализы воды в реке Вазуза и Волга выявили пять несоответствий нормам из 30 взятых проб воды. «Ниже по течению Волги в районе городов Тверь, Кимры, Старица содержание углеводородов в воде в 30 раз ниже нормы предельно допустимой концентрации», — подчеркнул представитель МЧС России Виктор Бельцов. Так, анализ проб поверхности воды в реке Волга в районе моста населенного пункта Мигалово показал концентрацию 0,01, что соответствует норме, отметили в МЧС.


Мониторинг экологической обстановки на месте аварии ведут две передвижные химические лаборатории МЧС, а также две лаборатории службы Гидрометеорологии и ОАО «РЖД». Параллельно спасатели проверяют и подземные водные источники, в том числе колодцы. «Опасности попадания в них вредных веществ нет», — подчеркнул Бельцов.

6e2a927a7dc602b27da1f9937b92d441.jpeg


Вместе с тем накануне Министерство природных ресурсов и Росприроднадзор заявили о намерении обратиться в прокуратуру Тверской области. Как заявил замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, он намерен возбудить административное дело и приостановить движение поездов на аварийном участке железной дороги Москва-Рига. «Возможно, это заставит железнодорожников взяться всерьез за устранение последствия крупнейшей за последние годы экологической аварии в Центральной части России», — отметил он. По словам О.Митволя, на месте аварии сложилась крайне сложная ситуация. «По сути дела сотрудники ОАО «РЖД» заняты лишь тем, что восстанавливают полотно дороги и заваливают гравием огромные мазутные пятна. В связи с влажностью почвы на месте аварии нефтепродукты проникают в подземные источники воды», — сообщил заместитель руководителя Росприроднадзора.


Администрация Тверской области также заявила о намерении в ближайшие два месяца подготовить иски к ОАО «Российские железные дороги». Об этом журналистам сообщил вице-губернатор Тверской области Владимир Грабарник, курирующий вопросы природопользования и охраны окружающей среды. «Точную сумму исков пока назвать сложно, но это будут миллионы рублей», — отметил Грабарник. Он подчеркнул, что до катастрофы Зубцовский район Тверской области был одним из самых чистых в регионе. После аварии облет вертолета показал, что берега на расстоянии до 7 км вниз по течению Вазузы сплошь покрыты мазутом. «Местами слой мазута достигает полутора-двух метров», — подчеркнул вице- губернатор Тверской области. «Учитывая, что Тверская область старается развивать экологический туризм, нам нанесен непоправимый ущерб», — отметил Грабарник. Он также отметил, что для частичной ликвидации последствий аварии властям теперь потребуется более года.


Со специальным заявлением выступила недавно созданная партия «Союз зеленых России». В нем, в частности, отмечается: «Запоздалые и сумбурные усилия разных ведомств по ликвидации последствий этой аварии, противоречивые заявления ответственных лиц о величине экологической опасности, отсутствие объективной информации — все это типично для современного российского экологического беспредела, когда внимание общества концентрируется на сенсациях, а масштаб проблем, анализ причин и поиск путей принципиального улучшения экологической ситуации в стране сознательно вымываются из поля зрения общества».


При этом в заявлении подчеркивается: «Разлитые у Ржева тонны мазута – капля в общей массе нефтепродуктов, отравляющих наши водоемы, леса и поля. Из ежегодных 50-60 тыс. случаев прорыва на 350 тысячах километров промысловых и на 66 тысячах магистральных нефтепроводов в России вытекает ежегодно от 3 до 10 миллионов тонн нефти. Экологический ущерб от этого катастрофического загрязнения России, по-видимому, сравним с прибылью, получаемой от продажи нефти».


На устранение ЧП с мазутом в Тверской области уйдет как минимум 10 лет, сообщает телекомпания НТВ. Это связано с тем обстоятельством, что период распада мазута — десять лет. Только через это время он осядет на дно. Часть яда еще раньше уйдет вниз по течению реки.


В настоящее время следствие рассматривает шесть причин случившегося, в числе которых подмыв грунта и техническая неисправность подвижного состава. Точно сказать, почему поезд сошел с рельсов, можно будет не раньше, чем через неделю, когда станут известны результаты экспертизы. Оценить же точнее последствия аварии можно будет только через месяц.

Вадим Гладилов