News

Семинар экспертов МАГАТЭ в Мурманске

Murman.RFN.ru

Опубликовано: 31/05/2005

Автор: Анна Киреева

24-26 мая в Мурманске проходил семинар контактной экспертной группы (КЭГ) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Тема семинара — проблемы утилизации гражданских и военных атомных судов на Северо-Западе России.

«Такие встречи позволяют скорректировать усилия международных организаций, обменяться информацией и определиться с разработкой новых проектов по проблемам утилизации», — заявляет председатель КЭГ Алан Хейес.

Проблемы утилизации судов атомного технологического обслуживания (АТО) и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) обсуждали более 100 экспертов из России, Италии, Германии, Великобритании, Франции, Норвегии, Швеции.

Участники семинара также посетили судоремонтный завод «Нерпа». Они пытались посетить и Сайду губу, где хотели осмотреть строительную площадку будущего хранилища реакторных отсеков, но туда их не пустили, что не могло не вызвать недовольства представителей стран-доноров.

—> Напомним, на создание в Сайде губе берегового хранилища для реакторных отсеков атомных подводных лодок Германия по договоренности Путина и Шредера выделила в 2003 году более 300 миллионов евро.

«Мы не получили никаких объяснений, для нас было важно посмотреть масштабы работ. Лучше будет, если мы приедем, когда здесь все будет готово. Зато на «Нерпе» мы отработали отлично, увидели все что хотели», — дипломатично прокомментировал ситуацию председатель КЭГ Алан Хейес в интервью телевизионной компании «Мурман».

Представителям «Беллоны» было разрешено присутствовать только на части семинара КЭГ, посвященной проблемам утилизации «Лепсе».

«Тем не менее, это показывает изменение отношения Росатома к представителям общественности и дает надежду на то, что политика Росатома и в дальнейшем будет меняться в сторону открытости», — заявляет глава организации «Беллона-Мурманск» Сергей Жаворонкин.

887dfddd1fbbecaa4afb41f1eeddf502.jpeg Photo: Alexander Raube

Суда АТО
Суда АТО осуществляют перегрузку реакторов атомных подлодок и ледоколов, на них расположены хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО).

Значительные проблемы представляет разнородность состава, значительная численность, рассредоточенность мест базирования и принадлежность к разным ведомствам — военному Северному флоту (СФ) и гражданскому Мурманскому морскому пароходству (ММП).

В эксплуатации и отстое находятся 72 судна АТО, учитывая плавучие емкости для хранения жидких РАО. Более 50 судов выслужили установленные сроки и подлежат утилизации, из них в аварийном, затопленном или полузатопленном состоянии – 28 судов.

В настоящее время не существует одобренной и отработанной на практике технологии утилизации этих судов. Также отсутствует хранилище долговременного хранения РАО, образующихся при их утилизации. На семинаре представители ММП особенно подчеркнули, что до утилизации, необходимо организовать безопасный отстой судов АТО в береговых условиях.

—> Проблемы утилизации плавучей технологической базы «Лепсе»
Самая большая проблема среди судов АТО — это плавтехбаза «Лепсе»: в хранилищах судна размещено 639 тепловыделяющих сборок с ОЯТ, часть из которых повреждена, так что их выгрузка из хранилища штатным способом невозможна.

Всего на судне, построенном ещё 1934 году, до сих пор хранится около 250 килограммов урана-235, восемь килограммов плутония-259, а также продукты деления этих изотопов. Размещено «Лепсе» под боком у Мурманска на РТП «Атомфлот» и представляет опасность не только для областного центра, но и для всего Северо-Запада.

Но в отличие от других международных проектов по ядерной безопасности, успешно выполняемых в Мурманской области, проект по «Лепсе», хоть на него и выделено 12 миллионов евро, продвигается с трудом.

«На мой взгляд, в свое время была допущена принципиальная ошибка, — комментирует ситуацию заместитель директора департамента эксплуатации атомного флота ММП Мустафа Кашка. — С самого начала разработкой проектов по обращению с РАО и утилизации судна занимались международные организации. Препятствием оказался вопрос с лицензионными документами, которые могли бы удовлетворить требованиям наших надзорных и контролирующих органов».

Разногласия в отношениях между западным подрядчиком (французской фирмой SGN), выполняющим создание проекта по выгрузке отработавшего ядерного топлива из хранилищ «Лепсе» и Мурманским морским пароходством (ММП), координирующим проект с российской стороны, начали возникать в 2004 году.

Компания SGN настаивала на разработке так называемого «базового отчета» — документа, не удовлетворяющего требованиям российских контролирующих органов, и проигнорировала требование российской стороны разработать документы, необходимые для утверждения проекта в России.

«Сегодня ясно, что «базовый отчет» не позволяет оценить риски, сопряженные с проведением операций», — сказал в своем выступлении на семинаре директор «Беллоны-Мурманск» Сергей Жаворонкин.

Поэтому наиболее эффективным и малозатратным способом является разработка вариантов проекта и его оценка по российским требованиям и в формате российских нормативов, то есть подготовка «российского варианта» базового отчета. Российская документация может быть подвергнута экспертной оценке западных специалистов. Такая оценка должна быть достаточна для доноров, принимающих решение о финансировании одного из вариантов.

«Иначе ситуация с реализацией проекта превращается в «экологический туризм». Деньги проекта тратятся на написание бумаг и визиты делегаций», — сказал Жаворонкин.

—> По мнению «Беллоны», необходимо реформировать проект утилизации «Лепсе», тщательно рассмотрев, как минимум, два принципиальных варианта его выполнения: с выгрузкой ОЯТ и без выгрузки (вариант без выгрузки ОЯТ был проанализирован для «Беллоны» бывшим главным технологом Специальной группы технадзора ММП, Юрием Черногоровым).

В своем выступлении на семинаре Жаворонкин рассказал также об истории «Деревни Лепсе», — проекта, реализованного «Беллоной» совместно с ММП, — в рамках которого для экипажа, который в ожидании действий по утилизации оставался на борту и получал повышенные дозы облучения, на берегу был построен комплекс жилых и служебных помещений.

Варианты комплексной утилизации «Лепсе» проработаны также российскими организациями. На семинаре упоминались два российских варианта: выгрузка ОЯТ — последующая разделка судна на блоки — их утилизация; и разделка судна на блоки — их утилизация — и последующая выгрузка ОЯТ.

Представители ММП отдают предпочтение второму варианту, поскольку он позволит ликвидировать плавучий экологически опасный объект в более короткие сроки и произвести выгрузку ОЯТ из отсека с хранилищем в более безопасных береговых условиях.

На семинаре рассматривались места возможного проведения работ («Атомфлот» и судоремонтный завод «Нерпа»). Предпочтение было отдано «Нерпе», учитывая опыт завода в утилизации атомных подводных лодок и наличие развитой инфраструктуры для обеспечения работ.

Главный итог: страны-доноры пришли к выводу, что основным решением в утилизации «Лепсе» является передача исполнительной части проекта (подготовка и согласование технических и проектных решений) российской стороне. В ближайшие месяцы Росатом назначит консорциум российских фирм-исполнителей. Каждая компания возьмет на себя ответственность по реализации определенной части проекта.

Как полагают в ММП, на Северо-Западе России эта практика уже зарекомендовала себя положительно во время реализации проекта строительства хранилища для ОЯТ.

«Мы, например, таким образом, успешно осуществляем сейчас проект строительства хранилища для ОЯТ на базе «Атомфлота». Строительная часть этого проекта продвигается с опережением графика, сдача объекта планируется на апрель 2006 года», — отмечает Кашка. Общественную экологическую экспертизу этого проекта провела недавно «Беллона-Мурманск».

«Мы надеемся на проведение общественной экологической экспертизы и общественных слушаний по проекту утилизации «Лепсе», собираемся принять в них участие», — заявил Жаворонкин.

В своем интервью журналисту «Беллона вэб», Мустафа Кашка отметил, что от семинара КЭГ он ожидал большей четкости в подходе к утилизации судов АТО. Видимо, конкретные предложения не были озвучены, поскольку целью этого семинара было определить задачи, что и было сделано. «Возможно, — отметил Кашка, — обсуждение конкретных предложений войдет в повестку следующего КЭГа».

Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков»
Еще одна проблема, обсуждавшаяся на семинаре, — утилизация надводных кораблей с ЯЭУ, выведенных из состава военно-морского флота.

Самый яркий пример — ракетный крейсер «Адмирал Ушаков», с 1999 года стоящий в Северодвинске в акватории судоремонтного завода «Звездочка». На его борту два ядерных реактора с невыгруженным ОЯТ.

По расчетам специалистов, на утилизацию корабля было необходимо 40 млн. долларов, из которых около 10 млн. долларов оценивается разработка проекта его утилизации. Утилизация корабля планировалась еще в 1999 году, однако по инициативе ряда депутатов Государственной Думы и Совета Федерации РФ был создан Фонд по его восстановлению. Вместе с тем уже в 2001 году было принято решение о нецелесообразности модернизации крейсера.

«Длительное нахождение крейсера без проведения необходимых работ по обслуживанию и поддержанию его систем и механизмов в работоспособном состоянии отрицательно сказывается на их техническом состоянии, — рассказал представитель завода «Звездочка» Николай Калистратов. — Системы и механизмы, обеспечивающие живучесть надводного корабля, не соответствуют требованиям технической документации».

Как отметил Калистратов, из-за отсутствия финансирования не полностью укомплектованы системы живучести и пожаротушения корабля, докование не соответствует технической документации, коррозийные процессы разрушают детали корпуса, что может привести к возникновению аварийных ситуаций.

Основными проблемами утилизации кораблей класса «Адмирал Ушаков» специалисты назвали отсутствие опыта утилизации надводных кораблей с ЯЭУ в России, отсутствие опыта уникальных операций по разрезке кораблей на плаву (а также оборудования и освоенных технологий подводной резки корпуса), притом что габариты крейсера не позволяют поставить его в док. Кроме того, до настоящего времени не проводились операции по перезарядке ядерных реакторов кораблей такого класса, не разработана нормативная, проектная, технологическая и организационная документация для обеспечения процесса утилизации. Специалистов также беспокоит большое количество РАО и токсичных промышленных отходов, которые образуются при утилизации корабля.

Специалисты «Звездочки» утверждают, что, несмотря на вышеназванные проблемы, опыт завода позволит справиться с утилизацией судна.

Для утилизации атомного крейсера, а значит, и для решения одной из самых трудных проблем обеспечения безопасности северо-западного региона России представители «Звездочки» предложили организовать кооперацию нескольких стран-доноров. Для выработки принципиальных решений по возможности такой кооперации, а также для распределения участия в проекте по утилизации крейсера на заводе, представители «Звездочки» предложили организовать встречу экспертов под руководством Росатома в Северодвинске в июле этого года.