News

У Мурманского пароходства пытаются отобрать атомные ледоколы

Опубликовано: 14/04/2005

Счетная палата больше года пытается доказать, что пароходство использует атомные ледоколы незаконно и неэффективно.

Счетная палата РФ в ходе контрольного мероприятия установила, что ее представления по итогам прошедшей в 2004 году проверки эффективности и целевого использования ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП) ледокольного флота не исполнены. Согласно сообщению Счетной палаты, ее коллегия в начале марта рассмотрела вопрос о ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования федеральной собственности ОАО «Мурманское морское пароходство». В материалах проверки, в частности, указывается, что правительством России до сих пор не принято мер по выведению из доверительного управления ОАО «ММП» федеральной собственности — ледокольного флота, незаконно переданного пароходству в 1998 году.

При этом доверительное управление осуществляется неэффективно, зачастую в ущерб интересам государства. Так, пароходство продолжает сдавать в аренду иностранным компаниям ледоколы, в том числе атомные, для пассажирских круизов на Северный полюс, причем их эксплуатация в 2004 году возросла. При этом доходы иностранных компаний более чем в 4 раза превышают сумму арендной платы, полученной Мурманским пароходством, что может свидетельствовать об уводе за границу денежных средств, полученных от сдачи в аренду федерального имущества, отмечает Счетная палата. Кроме того, в нарушение бюджетного законодательства плата за аренду ледоколов в федеральный бюджет не перечислялась, в результате чего только в 2002-2004 годах государству нанесен ущерб в размере 468 млн. рублей. Коллегия Счетной палаты приняла решение о направлении представления ОАО «ММП» и информационного письма президенту России, в правительство, Генпрокуратуру России.

Согласно недавнему официальному сообщению ММП, ОАО «Мурманское морское пароходство» по результатам доверительного управления ледокольным флотом в 2004 г. получило свободный остаток прибыли (прибыль после уплаты всех налогов). Согласно данным годовой бухгалтерской отчетности за 2004 финансовый год, представленной в Территориальное управление Росимущества по Мурманской области, сумма свободного остатка чистой прибыли составляет 139,9 млн руб. По закону вся прибыль, полученная от доверительного управления госимуществом, идет в федеральный бюджет. По данным пароходства, указанная сумма будет перечислена в федеральный бюджет после получения от Росимущества уточняющей информации относительно банковских реквизитов для зачисления денежных средств на соответствующий бюджетный счет.

Мурманское морское пароходство – единственная российская судоходная компания, способная активно работать в Арктике круглый год. ММП оперирует атомным ледокольным флотом начиная с 1959 г., а с 1998 г. ледокольный флот, закрепленный в федеральной собственности, был передан в доверительное управление ОАО «ММП». Фактически пароходство имеет монополию на стратегическом рынке ледокольных проводок. В основном пароходство доставляет грузы ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Апатит», ОАО «ЮКОС», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Архангельскгеодобыча» и обеспечивает выполнение программы «Северного завоза». В 2003 г. объем всех грузоперевозок ММП вырос почти на 33% по сравнению с предыдущим годом и составил 9,1 млн тонн. В конце мая прошлого года аудиторы Счетной палаты РФ огласили итоги проверки пароходства, согласно которым ледокольный флот, находящийся в доверительном управлении ММП, используется неэффективно и незаконно. В середине июня по результатам проверки СП Прокуратура Мурманской области возбудила уголовное дело против ММП. В пароходстве уверяют, что все эти обвинения не имеют под собой никаких оснований, однако Счетная палата заявила о необходимости изъятия ледоколов у ММП.

В то же время, согласно официальной информации пароходства, в результате эффективного управления ледокольным флотом в 2003 г., на основе официально подтвержденной годовой бухгалтерской отчетности, ММП перечислило в федеральный бюджет 180,62 млн руб. В итоге общая сумма доходов федерального бюджета от доверительного управления, осуществляемого Мурманским морским пароходством за два года, составила свыше 320 млн руб. Помимо этого, в пароходстве уверяют, что актом по итогам проверки СП подтверждается отсутствие нанесения какого-либо ущерба государственному имуществу и нарушения условий договора доверительного управления; а также факт экономии Мурманским морским пароходством для государства значительных средств.

По мнению транспортных аналитиков, едва ли ледокольным флотом России можно управлять с большей прибылью. «Вне всякого сомнения, ММП управляет ледокольным флотом наилучшим из возможных образов, – сказал RBC daily директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов. – Конечно, можно сказать, что кто-то сумел бы лучше управлять ледоколами. Кроме того, такая условная команда управленцев наверняка существует. Но только, во-первых, это не государство, а во-вторых, находится не в России». Кроме того, с точки зрения экспертов, отчисления ММП в госбюджет сопоставимы с отчислениями большинства сырьевых монополистов. «Насколько я понимаю современные условия, если исходить из стоимости активов, то ММП дает государству даже больше, чем тот же «Газпром»», – резюмировал Алексей Безбородов. Действительно, если у ММП по итогам 2003 г. госвыплаты составили 0,05 руб. на условный рубль актива, то у «Газпрома» – всего 0,002 руб.