News

Ядерную индустрию Великобритании обвиняют в «махинациях на рынке»

Опубликовано: 27/01/2005

Автор: Владислав Никифоров

Европейская Комиссия начала расследование обвинений в адрес правительства Великобритании в незаконной помощи британской ядерной индустрии, которая в последние годы несет все большие потери.

Согласно сообщению журнала Nuclear Engineering, высший исполнительный орган Европейского Союза обеспокоен тем, что планы перехода обязанностей по ядерной утилизации от компании BNFL к Агентству по утилизации ядерных объектов (Nuclear Decommissioning Authority — NDA) нарушат законодательство ЕС в области государственной помощи.

Британское правительство планирует, что с 1 апреля 2005 г. к NDA перейдут обязанности в масштабе страны по утилизации в общественном секторе, которые сейчас частично несет компания British Nuclear Fuels (BNFL), а частично — британское Агентство по атомной энергии (UKAEA). Одновременно BNFL будет преобразована в группу, состоящую из нескольких независимых предприятий: British Nuclear Group, Nuclear Sciences and Technology Services, Spent Fuel Services и Westinghouse.

В заявлении Европейской Комиссии сказано, что переход активов к NDA ничего не будет стоить BNFL, зато освободит эту ядерную компанию от обязанностей, которые при нормальном ходе ей следовало бы выполнять — по принципу «кто загрязняет, тот и платит». На данном этапе расследования Европейская Комиссия считает, что предоставление подобного преимущества со стороны британского правительства должно рассматриваться, согласно Договору о Европейском Сообществе (EC Treaty), как государственная помощь.

Согласно вышеупомянутому Договору, государственная помощь допустима только в том случае, когда ее отрицательное влияние на условия торговли перевешивается положительными результатами на пути достижения других целей в рамках Договора по Евроатому. Европейская Комиссия заявила, что для анализа положительных, и отрицательных последствий шага, предпринятого британским правительством, потребуется углубленное расследование.

Марк Джонсон, представитель организации «Друзья Земли – Европа», прокомментировал заявление Европейской Комиссии: «Подобного специального расследования со стороны комиссии недостаточно. Так европейская ядерная индустрия получит возможность и дальше заниматься махинациями на рынке, продавать энергию по цене ниже стоимости, а потом, когда будут закрыты старые реакторы, шантажировать налогоплательщиков. Налицо принципиальный дефект системы, не позволяющий управлять рынком энергии в соответствии с общеевропейскими политическими целями».

Потери огромны
Компания British Energy (BE) зафиксировала, что сумма ее убытков за полгода составила 234 млн. фунтов — почти вчетверо больше, чем убытки за аналогичный период прошлого года (60 млн. фунтов). В заявлении компании сказано, что ее перспективы «сложные».

BE пострадала из-за того, что хронически откладывается ремонт двух принадлежащих ей АЭС — Хейшем-1 и Хартлпул: на каждой станции простаивают два 620-мегаваттных энергоблока с газоохлаждаемыми реакторами. Эти простои — одна из причин того, что по сравнению с прошлым годом производство энергии атомными станциями упало на 14 процентов, что составляет 4,6 тераватт-час.

Положение компании еще ухудшилось из-за того, что в прошлом году она осуществляла предварительную продажу своей электроэнергии по низкой цене. Теперь компания не может выполнить свои обязательства по производству энергии и вынуждена покупать энергию у других (неатомных) производителей по более высоким ценам оптового рынка.

В заявлении BE с полной определенностью сказано, что ввод в эксплуатацию энергоблоков в Хейшеме и Хартлпуле ожидается не ранее окончания 2004 года, так что «финансовые и торговые перспективы компании на остаток финансового года оказываются сложными».

Щекотливую информацию скрывают
Британская ядерная индустрия не хотела бы раскрывать не только свои экономические убытки, но и проблемы с ядерными отходами. Ожидается, что Европейский Суд (European Court of Justice) вынесет постановление, обязывающее правительства европейских стран предоставлять Европейской Комиссии информацию касательно утилизации реакторов военного назначения — в той мере, в какой эта информация не нарушает «принципиальные интересы национальной безопасности». Если такое постановление будет принято, оно повлечет за собой возбуждение дела против британского правительства, отказавшегося оглашать информацию о закрытии учебного реактора «Джейсон» в Королевском Военно-морском колледже в Гринвиче.

Великобритания сообщила Комиссии о принятом решении закрыть реактор, но оставила без ответов последовавшие запросы о ходе процесса его закрытия, заявив, что требования Договора по Евроатому касательно предоставления подобной информации не распространяются на военные реакторы.

Брюссель с этим не согласился, и генеральный адвокат Европейского Суда Леэндерт А. Джеэльхоед (Leendert A. Geelhoed) рекомендовал судьям принять решение не в пользу Великобритании, заявив, что второстепенные военные реакторы (к которым относится объект в Гринвиче) подпадают под правила Евроатома и что Великобритания «нарушает свои обязательства» как тем, что ограничивает информацию, так и тем, что отказывается от переговоров с Комиссией.

Обычно Европейский Суд принимает решения через три — шесть месяцев после получения заключения и, как правило, следует рекомендациям генеральных адвокатов.

В октябре Великобритании пригрозили возбуждением дела в Европейском Суде по обвинению в том, что страна отказалась проконсультироваться с Европейской Комиссией, прежде чем выдавать военным атомным объектам в Олдермастоне и Бергфилде лицензии на утилизацию радиоактивных отходов.