News

Норвегия оплатит утилизацию третьей атомной подводной лодки

En ubåt av Victor II-klassen i ferd med å bli hugget opp ved Nerpa-verftet.
Foto: Arkiv

Опубликовано: 25/01/2005

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Инны Кремень

Министерство иностранных дел Норвегии будет осуществлять финансирование утилизации уже третьей атомной подводной лодки Северного флота, выделив на это 6,3 миллиона долларов. Между тем, независимый отчет по двум предыдущим аналогичным проектам, за исполнение которых отвечал Осло, показывает, что в этих случаях были упущены многие моменты, связанные с безопасностью, а предоставленная информация была неполной.


Наибольшую тревогу у составителей отчета вызывает хранение отработавшего ядреного топлива (ОЯТ), выгруженного из списанной лодки, на судоремонтном заводе (СРЗ) «Звездочка», а также «неудовлетворительные» способы хранения отходов среднего уровня активности на открытой площадке. Отчет, в котором анализируются два предыдущих проекта разборки АПЛ, был подготовлен по поручению Норвегии британской консалтинговой группой Enviros.


В отчете Enviros затрагиваются оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) работ по утилизации АПЛ, выполненные судоремонтными заводами «Нерпа» и «Звездочка», но полноценным отчет не получился.


Это должно особенно огорчить норвежские власти, которые ратовали и ратуют за необходимость всесторонних и строгих ОВОС на многочисленных международных форумах — в частности, через Контактную Экспертную Группу (КЭГ) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).



— Оценки рисков, выполненные судоремонтными заводами, слишком ограничены, так как не касаются вопросов о том, что произойдет с топливом, — сказал Нильс Бёмер, руководитель российских программ «Беллоны».


— С техническими аспектами утилизации — например, с разрезанием судна, — разобраться проще. Исследования должны сосредоточиться на поиске безопасного места и способа хранения отработавшего ядерного топлива — именно эта сторона процесса утилизации АПЛ наиболее опасна с экологической точки зрения. В данном случае исследование этого вопроса проведено не было.

–>
МИД заявил о своих сомнениях

Как сообщается на веб-сайте норвежской телекомпании NRK, источники в Министерстве иностранных дел Норвегии, близких к проекту утилизации АПЛ, выразили сомнения по поводу результатов этого проекта. Однако из того же сообщения NRK следует, что как независимые эксперты, так и МИД официально заявили, что оба российских судоремонтных завода произвели разделку удовлетворительно.


«Беллона» не смогла получить от ответственных лиц в МИД Норвегии — ни по телефону, ни в ответ на запросы по электронной почте — какие-либо комментарии насчет реакции на отчет Enviros и насчет того, повлияют ли выводы этого отчета на то, как будет Норвегия реализовывать свой третий проект разделки подводной лодки на северо-западе России.

Извлеченные уроки

Ингар Амундсен, старший консультант Норвежского агентства по радиационной безопасности (НРПА), которое координировало составление отчета Enviros по поручению МИДа Норвегии, заявил, что отчет, содержащий, в частности, информацию о визитах представителей Enviros на места работ, «не указывает на какие-либо непреодолимые препятствия» для поиска информации, но что вместе с тем некоторые аспекты проекта «требуют дополнительной информации».


— Сейчас мы разбираемся с имеющимися пробелами в информации, которые будут приняты во внимание [в следующих проектах], — сказал он в интервью Bellona Web по телефону.


По его словам, НРПА вело активные переговоры с СРЗ «Нерпа» — который и будет разбирать следующую лодку на норвежские средства, — с целью обеспечить официальным представителям НРПА лучший доступ на место выгрузки отработавшего топлива из подлодки.


— Это на самом деле обязательное условие, — заявил Амундсен. Он также добавил, что, прежде чем начнется разборка лодки, будет проведена тщательнейшая оценка воздействия на окружающую среду, включающая анализ экологических рисков, связанных с отработавшим топливом и его последующей транспортировкой для переработки на комбинат «Маяк», расположенный в Челябинской области.


— Пока не будут получены ответы на эти вопросы, ничего не произойдет, — заявил он.

83c57dd504d1f1ed5b600aa385eebfce.jpeg Photo: Foto: Vincent Basler

Выводы из отчета Enviros

Как отмечала норвежская делегация на встрече КЭГ в Мурманске в начале 2003 года, ОВОС должен включать оценку каждого этапа процесса утилизации, начиная с транспортировки списанных судов к местам разделки и заканчивая обращением с ОЯТ.


Но ни в одной из ОВОС, касавшихся утилизации двух АПЛ типа «Виктор-II», не принималось во внимание дальнейшее хранение отходов средней активности, кроме того, что они помещаются на открытой площадке. Отходы более высоких уровней активности, как сообщили Enviros, хранятся в специально предназначенных для этого строениях. Однако Enviros отмечает в отчете, что «возникают вопросы как насчет надежности и безопасности этих строений, так и насчет их вместимости — хватит ли места для хранения дополнительных объемов» высокоактивных отходов, которые образуются в будущем.


Еще большее беспокойство внушает ситуация с отходами средней активности, особенно на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске Архангельской области.


В отчете Enviros сообщается: «В результате износа, есть вероятность, что некоторые емкости [с отходами средней активности] начнут протекать (если уже не начали), и часть радиоактивности попадет в окружающую среду — через стоки, почву или же непосредственного смыва в море.


Помимо этого, при существующей практике «плохого ведения хозяйства» незначительные инциденты могут стать столь многочисленными, что это весьма нежелательно скажется на работе СРЗ в целом».


Еще одна АПЛ была разобрана на норвежские средства на СРЗ «Нерпа» на Кольском полуострове, в Мурманской области. Enviros отмечает, что «Нерпе» приходится транспортировать реакторные отсеки с двумя приваренными поплавками в губу Сайда. Признавая, что обращение с отсеками в губе Сайда уже не входит в круг вопросов, охватываемых отчетом, Enviros тем не менее заявляет, что подобный метод также, «вероятно, удовлетворителен только в случае кратковременного хранения».


Хотя в отчете сделан вывод, что, по имеющейся информации, Норвегия реализовала проекты разборки АПЛ «в соответствии с имеющимися нормативами», однако вместе с тем в документе отмечено, что «доступ к полной документации затруднен даже через год после окончания работ по утилизации».

Недостаток информации

В отчете Enviros прямо заявлено, что по одиннадцати из двенадцати ключевых вопросов касательно утилизации АПЛ ее аудиторы «не получили никакой информации» или же — в лучшем случае — полученная информация была весьма поверхностной. Если кое-какие немногочисленные сведения и были получены, то только от Министерства иностранных дел Норвегии.


Enviros запрашивала информацию по следующим двенадцати ключевым вопросам:


  • Транспортировка подводных лодок на судоремонтные заводы для докования: никакой информации предоставлено Enviros не было.

  • Подготовительные работы перед выгрузкой топлива: информация, полученная Enviros от «Нерпы», неполна.

  • Выгрузка ОЯТ, радиоактивных отходов и других отработанных материалов, включая оценку возможной аварийности: никакой документации от «Звездочки» по этому вопросу Enviros не получила.

  • Загрузка ОЯТ в контейнеры для транспортировки: ни один из СРЗ не предоставил какой-либо информации.

  • Отделение носового и кормового отсеков: «Звездочка» предоставила Enviros данные только по окончании работ. «Нерпа» предоставляла информацию как до, так и после проведения работ. Однако от обоих СРЗ еще требуется информация о последствиях соответствующих работ для окружающей среды.

  • Подготовка судовых корпусов для хранения отходов: Enviros получила информацию от «Нерпы», в том числе оценку выбросов различных веществ в воздух при сварке и покраске. «Звездочка» информацию по данному вопросу не предоставила.

  • Транспортировка ОЯТ к местам долговременного хранения или утилизации: «Нерпа» сообщила, что контейнеры с ОЯТ покинули СРЗ, и ничего более.

  • «Звездочка» предоставила подробную информацию касательно хранения отходов на своих площадках и упаковки отходов низкой и средней активности. «Нерпа» также сообщила некоторые сведения по данному вопросу, однако ни один из двух СРЗ не представил оценку рисков при хранении. Насчет планов «Нерпы» касательно хранения отходов в реакторных отсеках в губе Сайда никакой информации предоставлено не было.

  • Ни один из СРЗ не предоставил сколько-нибудь подробных сведений о повторном использовании материалов, годных в качестве вторичного сырья.

  • «Нерпа» не предоставила сведений (конкретно — оценок рисков), связанных с буксировкой реакторных отсеков с приваренными понтонами в губу Сайда.

  • По вопросу упаковки и хранения химически опасных веществ и «Нерпа», и «Звездочка» предоставили полную информацию.