Норвегия оплатит утилизацию третьей атомной подводной лодки

85e40f84aadee3ee615db42b8857f67d.jpeg Photo: Foto: Arkiv


Наибольшую тревогу у составителей отчета вызывает хранение отработавшего ядреного топлива (ОЯТ), выгруженного из списанной лодки, на судоремонтном заводе (СРЗ) «Звездочка», а также «неудовлетворительные» способы хранения отходов среднего уровня активности на открытой площадке. Отчет, в котором анализируются два предыдущих проекта разборки АПЛ, был подготовлен по поручению Норвегии британской консалтинговой группой Enviros.


В отчете Enviros затрагиваются оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) работ по утилизации АПЛ, выполненные судоремонтными заводами «Нерпа» и «Звездочка», но полноценным отчет не получился.


Это должно особенно огорчить норвежские власти, которые ратовали и ратуют за необходимость всесторонних и строгих ОВОС на многочисленных международных форумах — в частности, через Контактную Экспертную Группу (КЭГ) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).



— Оценки рисков, выполненные судоремонтными заводами, слишком ограничены, так как не касаются вопросов о том, что произойдет с топливом, — сказал Нильс Бёмер, руководитель российских программ «Беллоны».


— С техническими аспектами утилизации — например, с разрезанием судна, — разобраться проще. Исследования должны сосредоточиться на поиске безопасного места и способа хранения отработавшего ядерного топлива — именно эта сторона процесса утилизации АПЛ наиболее опасна с экологической точки зрения. В данном случае исследование этого вопроса проведено не было.

–>
МИД заявил о своих сомнениях

Как сообщается на веб-сайте норвежской телекомпании NRK, источники в Министерстве иностранных дел Норвегии, близких к проекту утилизации АПЛ, выразили сомнения по поводу результатов этого проекта. Однако из того же сообщения NRK следует, что как независимые эксперты, так и МИД официально заявили, что оба российских судоремонтных завода произвели разделку удовлетворительно.


«Беллона» не смогла получить от ответственных лиц в МИД Норвегии — ни по телефону, ни в ответ на запросы по электронной почте — какие-либо комментарии насчет реакции на отчет Enviros и насчет того, повлияют ли выводы этого отчета на то, как будет Норвегия реализовывать свой третий проект разделки подводной лодки на северо-западе России.

Извлеченные уроки

Ингар Амундсен, старший консультант Норвежского агентства по радиационной безопасности (НРПА), которое координировало составление отчета Enviros по поручению МИДа Норвегии, заявил, что отчет, содержащий, в частности, информацию о визитах представителей Enviros на места работ, «не указывает на какие-либо непреодолимые препятствия» для поиска информации, но что вместе с тем некоторые аспекты проекта «требуют дополнительной информации».


— Сейчас мы разбираемся с имеющимися пробелами в информации, которые будут приняты во внимание [в следующих проектах], — сказал он в интервью Bellona Web по телефону.


По его словам, НРПА вело активные переговоры с СРЗ «Нерпа» — который и будет разбирать следующую лодку на норвежские средства, — с целью обеспечить официальным представителям НРПА лучший доступ на место выгрузки отработавшего топлива из подлодки.


— Это на самом деле обязательное условие, — заявил Амундсен. Он также добавил, что, прежде чем начнется разборка лодки, будет проведена тщательнейшая оценка воздействия на окружающую среду, включающая анализ экологических рисков, связанных с отработавшим топливом и его последующей транспортировкой для переработки на комбинат «Маяк», расположенный в Челябинской области.


— Пока не будут получены ответы на эти вопросы, ничего не произойдет, — заявил он.

83c57dd504d1f1ed5b600aa385eebfce.jpeg Photo: Foto: Vincent Basler

Выводы из отчета Enviros

Как отмечала норвежская делегация на встрече КЭГ в Мурманске в начале 2003 года, ОВОС должен включать оценку каждого этапа процесса утилизации, начиная с транспортировки списанных судов к местам разделки и заканчивая обращением с ОЯТ.


Но ни в одной из ОВОС, касавшихся утилизации двух АПЛ типа «Виктор-II», не принималось во внимание дальнейшее хранение отходов средней активности, кроме того, что они помещаются на открытой площадке. Отходы более высоких уровней активности, как сообщили Enviros, хранятся в специально предназначенных для этого строениях. Однако Enviros отмечает в отчете, что «возникают вопросы как насчет надежности и безопасности этих строений, так и насчет их вместимости — хватит ли места для хранения дополнительных объемов» высокоактивных отходов, которые образуются в будущем.


Еще большее беспокойство внушает ситуация с отходами средней активности, особенно на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске Архангельской области.


В отчете Enviros сообщается: «В результате износа, есть вероятность, что некоторые емкости [с отходами средней активности] начнут протекать (если уже не начали), и часть радиоактивности попадет в окружающую среду — через стоки, почву или же непосредственного смыва в море.


Помимо этого, при существующей практике «плохого ведения хозяйства» незначительные инциденты могут стать столь многочисленными, что это весьма нежелательно скажется на работе СРЗ в целом».


Еще одна АПЛ была разобрана на норвежские средства на СРЗ «Нерпа» на Кольском полуострове, в Мурманской области. Enviros отмечает, что «Нерпе» приходится транспортировать реакторные отсеки с двумя приваренными поплавками в губу Сайда. Признавая, что обращение с отсеками в губе Сайда уже не входит в круг вопросов, охватываемых отчетом, Enviros тем не менее заявляет, что подобный метод также, «вероятно, удовлетворителен только в случае кратковременного хранения».


Хотя в отчете сделан вывод, что, по имеющейся информации, Норвегия реализовала проекты разборки АПЛ «в соответствии с имеющимися нормативами», однако вместе с тем в документе отмечено, что «доступ к полной документации затруднен даже через год после окончания работ по утилизации».

Недостаток информации

В отчете Enviros прямо заявлено, что по одиннадцати из двенадцати ключевых вопросов касательно утилизации АПЛ ее аудиторы «не получили никакой информации» или же — в лучшем случае — полученная информация была весьма поверхностной. Если кое-какие немногочисленные сведения и были получены, то только от Министерства иностранных дел Норвегии.


Enviros запрашивала информацию по следующим двенадцати ключевым вопросам:


  • Транспортировка подводных лодок на судоремонтные заводы для докования: никакой информации предоставлено Enviros не было.

  • Подготовительные работы перед выгрузкой топлива: информация, полученная Enviros от «Нерпы», неполна.

  • Выгрузка ОЯТ, радиоактивных отходов и других отработанных материалов, включая оценку возможной аварийности: никакой документации от «Звездочки» по этому вопросу Enviros не получила.

  • Загрузка ОЯТ в контейнеры для транспортировки: ни один из СРЗ не предоставил какой-либо информации.

  • Отделение носового и кормового отсеков: «Звездочка» предоставила Enviros данные только по окончании работ. «Нерпа» предоставляла информацию как до, так и после проведения работ. Однако от обоих СРЗ еще требуется информация о последствиях соответствующих работ для окружающей среды.

  • Подготовка судовых корпусов для хранения отходов: Enviros получила информацию от «Нерпы», в том числе оценку выбросов различных веществ в воздух при сварке и покраске. «Звездочка» информацию по данному вопросу не предоставила.

  • Транспортировка ОЯТ к местам долговременного хранения или утилизации: «Нерпа» сообщила, что контейнеры с ОЯТ покинули СРЗ, и ничего более.

  • «Звездочка» предоставила подробную информацию касательно хранения отходов на своих площадках и упаковки отходов низкой и средней активности. «Нерпа» также сообщила некоторые сведения по данному вопросу, однако ни один из двух СРЗ не представил оценку рисков при хранении. Насчет планов «Нерпы» касательно хранения отходов в реакторных отсеках в губе Сайда никакой информации предоставлено не было.

  • Ни один из СРЗ не предоставил сколько-нибудь подробных сведений о повторном использовании материалов, годных в качестве вторичного сырья.

  • «Нерпа» не предоставила сведений (конкретно — оценок рисков), связанных с буксировкой реакторных отсеков с приваренными понтонами в губу Сайда.

  • По вопросу упаковки и хранения химически опасных веществ и «Нерпа», и «Звездочка» предоставили полную информацию.