News

Обычная авария?

Опубликовано: 05/11/2004

Автор: Рашид Алимов

Сообщение об аварии на Балаковской АЭС вызвало панику в нескольких регионах России.

 

 

 

Сегодня жители Поволжья, да и всей России, убедились: если, не дай бог, авария на одной из атомных станций действительно произойдет, — рассчитывать не на кого. Только на себя и на аптеку, в которой продается йод. От официальных властей, памятных своими заявлениями о «Курске» и о Беслане, ожидать чего-либо кроме сухих заявлений о том, что ситуация в норме, не приходится.

«Беллона» требует подключить независимых экологов к расследованию, ведущемуся по факту аварийного останова блока в Балакове, а также достаточно полного опубликования материалов такого расследования.

Останов 
Ночью 4 ноября на Балаковской АЭС, примерно в 700 км к юго-востоку от Москвы, произошло аварийное отключение 2-го энергоблока.

Как сообщили сегодня нашему корреспонденту в Центре общественной информации (ЦОИ) Балаковской АЭС, причиной останова блока стала утечка охлаждающей воды второго контура и срабатывание аварийной защиты.

«АЗ сработала штатно, за четыре секунды реактор был остановлен», — сообщили на станции.

«Аварийный останов блока — это просто технический термин. Это никакая не авария. Наоборот, очень хорошо, что аварийная защита сработала», — заметили в ЦОИ.

Как комментируют экологи, «останов блока с помощью аварийной защиты — это чрезвычайная мера». Её разрешено использовать только в исключительных случаях, когда все остальные способы управления реактором не срабатывают.

«Действительно, на втором реакторе в ночь на четверг лопнула трубка парогенератора и вода капнула на клеммы одного из водяных насосов. Насос перегорел, и давление воды в парогенераторе начало снижаться. Тут же сработала система аварийного отключения, которая заглушила реактор. Насос заменили, реактор запустили. Это обычный инцидент, такие случаются в среднем раз в две недели», — прокомментировал в пятницу Газете.ру пресс-секретарь Росатома Николай Шингарев.

 

По словам представителей Балаковской станции, «данное событие не существенно для безопасности и классифицируется по Международной шкале ядерных событий нулевым уровнем».

Кириенко
Когда корреспондент «Беллоны» попросил подтвердить информацию о том, что на станцию выехал полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, в ЦОИ назвали это «очередными фантазиями».

«По крайней мере, мы такой информацией не располагаем», — заявили на станции.

Через пару часов на сайте Балаковской АЭС всё-таки появился пресс-релиз о том, что Кириенко посетил станцию и «лично убедился в её безопасности».

Как сообщил в этом пресс-релизе ЦОИ, «он своими руками потрогал уже отремонтированный трубопровод, где 4 ноября произошла протечка чистой обессоленной (нерадиоактивной) воды».

Остается только догадываться, насколько точными окажутся через несколько часов остальные заявления ЦОИ и других представителей Балаковской станции.

Четыре капли йода на полстакана воды
Неполадка на АЭС вызвала настоящую панику среди жителей близлежащих городов. Люди, не доверяя официальной информации, ожидали радиоактивного облака с Балаковской станции. Власти продемонстрировали крайне низкую готовность к экстремальной ситуации и панике: более того, имела места явная несогласованность действий властей разных уровней.

По данным группы «Экозащита!», в некоторых населенных пунктах (село Матвеевка в 5 км от АЭС) население получило совет принимать таблетки йодида калия, не выходить без надобности на улицу и не выпасать скот.

В Саратове и в области наблюдался ажиотаж в аптеках: покупали йодосодержащие препараты.

«Два случая передозировок йодистыми таблетками зафиксированы сегодня в Балакове», – сообщил РИА «Новости» заместитель главы МЧС Саратовской области Валерий Сараев.

В университете Наяновой в Самаре, расположенной в 150 км от Балакова, как сообщает местное издание «Коммерсанта», всем учащимся выдали по стакану молока с йодом. В Самарской области в детские сады поступило распоряжение не выпускать детей на улицу и нанести детям на горло йодную сетку. На некоторых областных предприятиях сотрудникам порекомендовали не выходить на улицу и не открывать форточки. А в аптеках города появился ажиотажный спрос на йод — самарцы начали скупать в аптеках медикаменты, в состав которых он входит.

Вскоре в больницы Самары с подозрением на отравление йодом обратились семь человек. Первый случай отравления был зафиксирован у 52-летней женщины, которая купила в аптеке раствор йода, предназначенный для наружного применения: женщина растворила йод в воде и выпила жидкость, которая вызвала у нее незначительные ожоги гортани, а также рвоту и повышение температуры.

В результате пиковых нагрузок не справлялись с запросами своих абонентов городские телефонные станции, были перегружены и сотовые сети. Диспетчерские службы ГО и ЧС были «заняты» непрерывно. По признаниям местных журналистов, невозможно было получить никакой информации по телефонам в приемных руководителей всех властных структур.

Как сообщило агенство Регнум, слухи об аварии на Балаковской АЭС дошли и до столицы Мордовии Саранска: «все жители города принимают профилактические меры и теряются в догадках».

Паника наблюдалась и в Пензенской области. О пациентах, поступивших в больницу с отравлениями йодом, сообщило пензенское Агентство социальных новостей. Жители закрытого города Пенза-19, в котором находится одно из секретных предприятий Минатома, в силу специфики жизни в закрытом городе знают, как бороться с радиацией: уже в 11 часов утра во всех аптеках Пензы-19 кончились запасы йода, и его пришлось срочно завозить со склада.

Слухи об аварии встревожили также нижегородцев. На пульт диспетчера службы спасения города в пятницу поступило несколько десятков звонков. Управление МЧС Нижегородской области официально заявило, что радиационная обстановка в регионе находится в пределах нормы.

Скупали йодосодержащие препараты и в Ульяновской, Волгоградской, Воронежской и Тамбовской областях.

Причина слухов
По сообщению местных журналистов, ночью c 4 на 5 ноября по местному каналу телевидения в Балаково объясняли слухи об аварии учениями. Такое объяснение ставило телезрителей в тупик, поскольку до этого они уже слышали об останове реактора. Логика была проста: «Если действительно имел место обычный сбой в работе, то зачем объяснять слухи об аварии на реакторе учениями?»

«С утра пятого ноября “Первый канал” дал информацию не разобравшись, и это могло послужить причиной паники», — предположили на вопрос о причинах паники в ЦОИ станции.

Что касается учений, то на пресс-конференции днем в пятницу главный инженер станции Виктор Игнатов, заявил, что ранее, 3 ноября, с 10 до 13 часов на станции действительно проводились плановые командно-штабные учения по отработке действий персонала. О плановых учениях в установленном порядке были проинформированы администрация Балакова, главы администраций ближайших сел Натальино и Матвеевка, а также управление по делам ГО и ЧС. Во время учений была опробована система оповещения в данных населенных пунктах и проведена тренировка эвакуации персонала. Возможно, именно это послужило дополнительным поводом для распространения слухов.

Был ли выброс?
Так был ли выброс радиации? «Достоверно ответить на этот вопрос можно только осуществив специальные исследования, однако нельзя утверждать, что радиоактивного выброса не могло быть в принципе. При аварийном отключении реактора необходимо выпускать перегретый пар из парогенераторов. В трубках парогенераторов всегда есть микротрещины, из-за чего радиация может попасть в пар, а затем и в атмосферу», — заявляют в «Экозащите!». Правда, подобный выброс незначителен и характеризуется нулевым уровнем по международной шкале.

Потери
Убытки в результате паники, как и стрессовые нагрузки, перенесенные жителями Поволжья сложно подсчитать. Тем не менее, аварийный останов блока, сам по себе являющийся чрезвычайной мерой, очевидно приводит к недовыработке электроэнергии.

Впрочем, в интервью корреспонденту «Беллоны» представители ЦОИ Балаковской АЭС заявили, что об экономическом ущербе говорить некорректно: «когда рассчитывается план для атомной станции, такие случаи — текущего ремонта — уже предусмотрены. Сейчас на втором энергоблоке идет текущий ремонт.»

Днем в пятницу было распространено сообение пресс-службы губернатора Саратовской области Дмитирия Аяцкова о беседе главы региона с директором Балаковской АЭС Павлом Ипатовым. По словам директора БАЭС, уже в 22.00 реактор должен был возобновить работу в обычном режиме. Это же главный инженер станции Владимир Игнатов пообещал на встрече с журналистами.

Впрочем, в пятницу блок ещё так и не заработал. Ожидается, что «текущий ремонт» на втором энергоблоке всё-таки завершится в субботу и Балаковская АЭС заработает на полной мощности.

Балаковская АЭС рассматривается в качестве одного из мест реализации мокс-программы, предусматривающей использование в качестве топлива для атомных реакторов оружейного плутония. В том числе и для этой цели предполагается завершить строительство пятого и шестого блоков станции с реакторами ВВЭР-1000, остановленное в начале 1990-х в результате местного референдума.