News

Живое море или нефтяные трубы?

Опубликовано: 03/11/2004

Автор: Анна Селезнева



В конце лета на живописных побережьях Хасанского района проходило яркое действо: экологи выступили в защиту редкого краснокнижного зверя — дальневосточного леопарда, для которого строительство нефтепровода в бухту Перевозная — верная гибель.


Вперед! К купанию в теплых нефтяных водах заливов!

Уже два с лишним года нам внушается мысль, что вот-вот — и нас осыплет чуть ли не золотом нефтепровод из Сибири до бухты Перевозная.


Вот-вот, совсем чуть-чуть — и вместе с нефтью из страны к нам почему-то хлынут и деньги, и работа, и горючее.


Тот самый нефтепровод, который сначала планировали от Ангарска, а теперь от Тайшета: на изменении маршрута у Байкала, к счастью, смогли настоять байкальские экологи. Протесты же приморских экологов помогли пока лишь рассекретить конечную точку маршрута, которая до недавнего времени вслух называлась «Находка», а в кулуарах — бухта Перевозная. И конкретных материалов экологи получить не могли, несмотря на существование Конституции РФ и российских законов, по которым информация, которая касается интересов населения и его здоровья, должна быть открыта. Даже общественная экспертиза, которую зарегистрировали экологи «Зеленого креста», не могла получить от «Транснефти» необходимых для экспертизы данных — по причине секретности, как объявили в суде нефтяники.




Наконец, конечный пункт — «Бухта Перевозная» — прозвучал официально.


Наконец, прошли общественные слушания, на которые собрались ученые, директора заповедников, рыбаки, экологи, общественные организации. Единодушие наблюдалось поразительное: все собравшиеся, имеющие разные интересы и часто спорящие по разным проблемам, единодушно отозвались о проекте строительства гигантского нефтепровода на Перевозную как о катастрофе для Приморья.


Единодушно противоперевозной

Выход нефтепровода на Перевозную и строительство там нефтепорта, нефтехранилища и терминалов катастрофично для морей и лососевых рек, для биосферного Морского заповедника и старейшего в стране заповедника Кедровая падь, для марикультуры и рекреации, для островов Русского, Попова, Рейнеке, Рикорда и др., для Владивостока и Амурского залива, для последних в мире леопардов, сохранившихся лишь в Хасанском районе, для развития туризма, для самого южного и теплого в России моря, для единственного курортного морского побережья, для населения Дальнего Востока и Сибири.


Мнение было однозначным: конечным пунктом для строительства нефтепровода бухта Перевозная быть не может! Мнение прозвучало твердо и единодушно — несмотря на окрики во время обсуждения вице-губернатора Горчакова и недовольство представителей государственной «Транснефти». Были предложены другие места конечной точки нефтепровода, прежде всего — Находка.


Участники общественных слушаний вписали отрицательное мнение в протокол слушаний, естественно, заранее подготовленный нефтяниками и одобряющий сей проект. Кстати, в нарушение закона не были предоставлены ни альтернативные варианты проекта, ни многие другие данные — несколько томов просто не было предложено для ознакомления.


Несогласие было вписано в официальный протокол, нефтяники поехали по трассе дальше очаровывать дальневосточников и сибиряков. А во Владивостоке вроде бы начали звучать мнения, что возможна смена конечной точки маршрута, например, на Находку.


А на прошлой неделе президент «Транснефти» Семен Вайншток публично заверил, что проект нефтепровода на Перевозную будет вот-вот подписан, что нефтяники всё компенсируют, что никаких бед, катастроф и протечек нефти не будет, и сообщил, однако, что после слушаний они решили увеличить суммы компенсаций на ликвидации последствий аварий!


Так что живите, господа дальневосточники, спокойно со своим южным морем, с которым вы носитесь, и не мешайте нам выкачивать и гнать сырую нефть за рубеж! (Кстати, вопреки принятой «Энергетической стратегии России», которая предусматривает экспорт не сырой нефти, а продуктов её переработки. Но гнать за границу сырую нефть — это ж насколько удобнее нефтяникам! Нам высокие цены на нефть благополучием не грозят — у нас же не Эмираты, народ которых купается в нефтяных долларах, имея бесплатное образование, медицину, воду, прекрасное строительство, развивая науку, уничтожая бедность и т.д. и т.п.).


Денежки нефтяники получат непредставимо громадные! А мы с вами останемся у гибнущего моря, промышленных, а не курортных побережий, поскольку в нашем крае ни рекреация с туризмом не стали (а теперь и не станут) выгоднейшими отраслями экономики, ни интересы населения не будут учтены (как положено по закону), поскольку главное — согласие власти. А теперь, когда в состав Совета «Транснефтепродукта» избран знакомый приморцам г-н Сурков из Администрации президента, давление и шансы нефтяников отхватить кусок курортного побережья Приморья возросли.


Однако пока решение окончательно не принято, есть еще шансы на то, чтобы умерить аппетит нефтяников. Приморцы должны знать, что и их голос имеет значение (особенно в предвыборный для губернатора год). Кстати, пока депутаты Хасанского района отказались подписать нефтяникам согласование на выделение земли для строительства.


Государство замахивается на это строительство давно — тридцать лет назад уже была выбрана наилучшая трасса для нефтепровода. Но тогда то ли государство было умнее, то ли чиновники и специалисты были честнее, но от выхода нефтепровода на Перевозную отказались. Причина: колоссальный вред уникальной природе Приморского края и южному побережью и морям. Инженеры и проектировщики предложили более безопасный вариант: бухта Козьмино близ Находки. Об этом плане мне рассказал бывший военный специалист, один из тех, кто реально может оценить трассу — и старую, и новую, Евгений Коробов. После нашего разговора он написал более подробно о событиях тех лет.


Нефтепровод — проект из семидесятых. Ухудшенный!

ЕВГЕНИЙ КОРОБОВ, военный специалист, не по слухам знакомый с планами этого строительства, прекрасно знает проблему строительства нефтепровода не понаслышке. И тогда, три десятка лет назад, нефтяники уже зарились на курортный Хасанский район да Перевозную. Однако тогда интересы приморцев удалось защитить.


Евгений Коробов рассказал следующее:


— В последнее время пишется много статей и ведется много споров по строительству магистрального нефтепровода «Тайшет — бухта Перевозная» с производительностью 50 млн. тонн нефти в год. Экологи правы, требуя запрета на размещение в бухте Перевозной нефтераздаточного и нефтеперерабатывающего комплексов. От них пострадает природа Хасанского района и лесные и морские заповедники.


Почему-то напрочь забыт тот факт, что в конце 70-х — начале 80-х годов правительство нашей страны (тогда — СССР) принимало решение о строительстве нефтепровода «Тюмень-Находка» с производительностью 60 млн. тонн нефти в год. Из них 10 млн. тонн предназначались для нужд областей и краёв Дальнего Востока и Крайнего Севера. А 50 млн. тонн — для продажи за границу, в основном — в Японию. В разработанном ТЭО (технико-экономическом обосновании) было предусмотрено, помимо строительства самого нефтепровода «Тюмень-Находка»:


1. Строительство нефтеперерабатывающего завода в районе деревни Васильевка (9 км от пос. Новолитовск, 17 км от Находки).


2. Строительство нескольких ниток трубопроводов для подачи нефти и нефтепродуктов от нефтеперерабатывающего завода у деревни Васильевка до раздаточного нефтепорта в бухте Козьмино, протяженностью около 50 км.


3. Строительство нефтераздаточного морского порта в бухте Козьмино стоимостью 220 миллионов долларов (в 5 км к западу от порта Восточный) с возможностью приема танкеров водоизмещением 100 тысяч тонн.


4. Строительство нефтебазы в районе пос. Кневичи вместо ликвидируемой во Владивостоке Первореченской нефтебазы (по постановлению правительства РСФСР от 1956г. из г. Владивосток должны быть убраны 4 вредных предприятия: Первореченская нефтебаза, агаровый завод, шиноремонтный завод и еще какой-то «вредитель». В действительности все «вредители» из Владивостока, кроме нефтебазы, были убраны, а вот нефтебаза живет и процветает в нарушение всяких норм и правил. На месте Перворе ченской нефтебазы давно должен быть взведен спортивный комплекс для подготовки олимпийских спортсменов. В составе его должен быть дворец для зимних видов спорта — игры в хоккей, соревнования фигуристов, бега на коньках, катания жителей города на коньках и т.п.).


Для выполнения всех проектных работ по нефтепроводу «Тюмень — Находка» и нефтеперерабатывающему заводу был определен генеральный проектировщик — Волгоградский институт «Гипронефть». Проектирование нефтераздаточного морского порта в бухте Козьмино планировалось поручить Владивостокскому институту «Дальморниипроект» (ныне — ДНИИМФ).


Но всему этому не суждено было сбыться. В дело вмешались и политика, и угробление нефтяных вышек в Тюменской области из-за безграмотной их эксплуатации ради сиюминутной наживы.


Надо полагать, что наши «предки» были не глупее нас в вопросах экологии и сохранения природы в Приморье.


Как размещение трасы нефтепровода по Приморью, так и выбор места размещения нефтеперерабатывающего завода и нефтераздаточного морского порта были тщательно рассмотрены с целью сохранения растительного, животного и морского мира, с причинением им минимального ущерба.


Неужели этого не хотят видеть, не понимают те, кто усиленно проталкивают нефтепровод в бухту Перевозная?


Неужели сторонникам этого варианта мало загаженных и запакощенных бухт и пляжей Владивостока и его окрестностей?


Неужели сторонники нефтепровода в бухте Перевозная не знают, как у нас дуют ветры летом и зимой, откуда приходят тайфуны и циклоны и куда они уходят?


Неужели специалисты и грамотные люди, отстаивающие уникальные ценности нашей природы, бессильны перед хапугами, ничего не ценящими, кроме денег, попадающих в их бездонные карманы?


Почему бы нашим властям не спросить мнение народа, живущего в Приморье?