News

Мнения об авторитарности президента Путина разделились

Опубликовано: 26/10/2004

Автор: Григорий Пасько

Не так давно около ста известных европейских и американских политиков и интеллектуалов подписали обращение к главам государств и правительств стран Запада с требованием пересмотреть политику демократических стран в отношении президента России. В письме сказано, что «нынешнее российское руководство действует вразрез с основными демократическими ценностями евро-атлантического сообщества».

Также в письме говорится о том, что Запад слишком часто молчал в надежде, что ошибки президента Путина — это временное явление.

Одним из подписавших это письмо был председатель партии «зеленых» Германии Райнхард Бютикофер.

Недавно редактор журнала «Экология и право» Григорий Пасько встретился с ним. Предлагаем вашему вниманию рассказ об этой встрече.

В первую очередь господин Бютикофер внимательно выслушал жену осужденного за шпионаж в непонятно чью пользу сотрудника Института США и Канады Игоря Сутягина Ирину Мананникову. Ирина просила политика помочь ей узнать местонахождение ее мужа, с которым перед его этапированием к местам лишения свободы она даже не смогла встретиться: тюремщики вопреки закону н6е предоставили ей такую возможность. Бютикофер, как мне показалось, абсолютно не удивился таким действиям российских исполнительных властей. Видимо, российскую действительность лидер «зеленых» Германии уже знает. Он пообещал г-же Мананниковой обратиться с соответствующим вопросом к российскому послу. По этому поводу я заметил, что господина Бютикофера уже называли «пособником террористов» в связи с подписанием им письма с осуждением политики Путина в Чечне. Теперь назовут пособником шпионов. «А мы не боимся», — ответил лидер партии.

Разумеется, руководителя «зеленых» интересовало «зеленое» движение в России. Мы вспомнили, что на объединительный съезд «зеленых» Европы от России приехал в качестве делегата человек, мало кому известный в российских экологических кругах. Именно поэтому г-н Бютикофер попросил меня назвать ему по-настоящему активных экологов и охарактеризовать те партии экологического толка, которые есть в сегодняшней России.

Я сообщил, что 20 сентября этого года Министерство юстиции РФ зарегистрировало организационный комитет новой экологической партии — Общероссийской партии «зеленых». Председателем оргкомитета является весьма уважаемый и далеко не случайный в этом деле человек — бывший советник президента Ельцина по экологии, академик Российской академии наук, руководитель Центра экологической политики России Алексей Яблоков. Экологи России связывают с созданием новой партии свои надежды на перемены в отношениях государства к экологическим проблемам страны. Представляется, что именно эта партия, которая объединит реальных, а не виртуальных, экологов, сможет стать достойной политической силой для равного диалога с правящими силами в России по вопросам экологической политики страны.

В настоящее время продолжается работа по созданию Общероссийской партии «зеленых». Региональные отделения на данный момент создаются уже в 16 регионах, в нескольких регионах прошли собрания и избраны делегаты на Учредительный съезд партии, который может состояться в начале следующего года.

В связи с услышанным г-н Бютикофер выразил надежду, что организаторы съезда пригласят в Москву нынешнего представителя «зеленых» Германии в Европейской партии «зеленых» Хельмута Липпельта в качестве гостя съезда. (Это пожелание было передано мною в оргкомитет съезда).

Разумеется, зашла речь и о письме, которое подписал Бютикофер. В одной из газет было сказано следующее: «Подпись господина Бютикофера показывает, что среди зеленых некритичная политика канцлера Шредера и министра иностранных дел Йошки Фишера в отношении России наталкивается на сопротивление. Канцлер видит в Путине одного из своих важнейших политических партнеров, который открывает Германии возможности в области экономики и политики. Поэтому Шредер сознательно воздерживается от публичной критики недемократического курса Путина.

Подписавшиеся, напротив, видят путинскую Россию на пути к авторитарному режиму. «Он систематически урезал свободу и независимость прессы, разрушал механизмы взаимного контроля в федеральной системе России, самовольно заключал в тюрьму реальных и мнимых соперников, вычеркивал легитимных кандидатов из избирательных бюллетеней, запугивал и арестовывал лидеров неправительственных организаций и ослаблял политические партии в России», — говорится в письме.

Господин Бютикофер подтвердил свою позицию в отношении политики Путина. (Здесь я рассказал о встрече с лидером социал-демократической фракции в Бундестаге Гернотом Элером и его осторожном, как мне показалось, отношении к критике Путина. Кроме того, мне уже было известно от немецких коллег о том, что господин Эрлер без удовлетворения воспринял подпись Бютикофера под письмом).

Следует отметить, что на многих встречах в Берлине речь так или иначе заходила о мягкой позиции некоторых лидеров западных стран по отношению к политике Путина. Лидеры, в частности, канцлер ФРГ Шредер, предпочитают высказывать замечания Путину в ходе личных отношений, предпочитая не выносить это на публику. При этом трудно ведь проверить — на самом ли деле была критика, критика чего была и как отнесся к ней Путин? В любом случае можно предположить, что дружеская критика ни к чему Путина не обязывает, даже если он и пообещает, к примеру, не сажать невиновных в тюрьму. Другое дело, такая критика, которую недавно в Европарламенте продемонстрировал г-н Рудольф Биндиг. Его выступление по ситуации в Чечне, как известно, стало основой резолюции недавней сессии ПАСЕ. А от резолюции отмахнуться труднее, чем от дружеских упреков.

Лидер партии «зеленых» поинтересовался изданием журнала «Экология и право» и той ролью, которую оказала норвежская экологическая организация «Беллона» в деле моего освобождения из лагеря. Я сообщил, что «Беллона» и по сей помогает мне, в частности, юридическим сопровождением жалобы, поданной в Страсбургский суд по правам человека.

К сказанному остается добавить, что в конце беседы мы выразили взаимную заинтересованность в очередной встрече. Думается, к тому времени появятся новые факты и в деле Игоря Сутягина, и в экологическом движении в России.