News

Экология и право No. 15

Опубликовано: 27/07/2004

Автор: Григорий Пасько

Недавно родной брат в гости приехал из Владивостока. Естественно, речь зашла и о бытовых проблемах города, в котором он живет, в котором и я прожил ровно 20 лет. Оказывается, проблемы как были, так и остались. Причем те же, что 20 лет тому назад: например, перебои с холодной и горячей водой.

Я часто спрашивал у гражданских и военных чиновников: почему Владивосток такой убогий и проблемный город? Почему за 144 года его существования так и не были построены очистные сооружения и не создана нормальная система водоснабжения? Ответ сводился к одной мысли: потому, что в городе постоянно власть временщиков. Пришли, украли, что смогли, и ушли. На их место пришли другие.


По большому счету, эта формула правления — «пришли, украли, ушли» — присуща всей России. Отсюда — глобальные проекты поворота рек и строительства международных ядерных могильников на территории страны. Почему бы чиновнику из правительства России не поставить свою закорючку под проектом могильника, если его старость и дальнейшая жизнь его детей и внуков пройдут на берегах Средиземного моря? Временщику не обязательно быть профессионалом — достаточно иметь поверхностное представление о чем-либо.


Временщик, как правило, ни за что не отвечает — ни своей зарплатой, ни своей свободой, ни своим имуществом. Временщик уверен в своей безнаказанности.


В наше время временщики имеют гарант своего благополучия — президента страны, который по своим, только ему понятным, канонам подбирал этих временщиков.


А теперь конкретный пример. Не так давно премьер-министр России Фрадков заявил, что ему нравится идея возможного строительства на территории нашей страны международного ядерного могильника. Вряд ли Фрадков что-нибудь соображает в этом, но идея ему нравится. Значит, кто-то ему эту идею подсказал. Значит, кому-то выгодно, чтобы именно Фрадкову эта идея нравилась.


Президенту Центра экологической политики России академику Алексею Яблокову эта идея не нравится. И потому, что он академик, и потому, что разбирается в этом, скорее всего, лучше премьер-министра… Но, видимо, еще и потому, что Яблоков не обладает психологией временщика. И, слава богу, таких людей в нашей стране пока много. Правда, уровень их влияния на решения власть имущих все ниже и ниже. Это оттого, что временщик нынче попер не просто малограмотный, а агрессивный.


Экологи предупреждали: от ввоза радиоактивных отходов Россия только проиграет, нет никакого международного рынка переработки и хранения ОЯТ, никакой экономической выгоды в этом ввозе нет… Прошло четыре года. За это время внесены изменения в три закона, издан указ президента, отзаседалась специально созданная комиссия… Ни копейки в казну государства от всего проекта ввоза ОЯТ не поступило. Потому что проект изначально конъюнктурный, временщиками деланный.


Если посмотреть на другие проекты временной власти, то и они такие же гнилые, как и ввоз ОЯТ. К примеру, отмена льгот и замена их денежным эквивалентом. Народ убеждают в том, что он, темный, только через несколько лет осознает всю глубину трогательной заботы партии и правительства о нем, темном. И спасибо скажет.


А если не скажет? А если некому говорить будет? Временщик вряд ли станет дожидаться «спасибо» от какого-то там народа. «После нас хоть потоп» — этому девизу временщиков не одна сотня лет. Живуч девиз, потому что живучи временщики.


Меня умиляет наивность народа нашего, который верит временщикам, рвущимся к власти снова и снова. Временщик обещает золотые горы, молочные реки и кисельные берега. Придя к власти, тотчас забывает обо всем, кроме своих шкурных интересов. В этом отношении показателен опыт Владивостока: каждый кандидат на пост главы городской администрации обещает построить очистные сооружения и модернизировать систему водоснабжения. Я вот уже 21-й год наблюдаю этот процесс обещаний, а воз, как говорится, и ныне там…


Примечательно, что временщика можно распознать и не избрать его ни на первый срок, ни тем более на второй. Но так, видно, устроен русский человек: он верит в сказки и верит сказочникам. Вот только сказочники рано или поздно уходят в другое место, а слушателям с раскидистыми ушами приходится пожинать плоды россказней временщиков. Как правило, это лапша.