News

Медленное угасание

Опубликовано: 15/12/2003

Автор: Денис Сафронов



Промышленное освоение Севера Приамурья в последние годы активизировалось, и вопрос о территориях традиционного природопользования приобрел принципиальное значение. Бурное развитие зоны БАМа и подъем промышленного производства негативно сказались на жизни современных аборигенов. Так, в настоящее время в районах Амурского Севера зарегистрировано свыше 2000 субъектов хозяйствования всех отраслей экономики. За период с 1995 по 2000 год количество предприятий и организаций всех форм собственности увеличилось на 113 (5,9%). Значительные изменения произошли в промышленности, где за счет создания старательских артелей и других коммерческих организаций число хозяйствующих субъектов возросло на 33,3%.


На протяжении последних лет в районах Крайнего Севера основой экономики является промышленность, в которой выделяются золотодобыча, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая отрасли. С началом подъема промышленного производства в 1998 году доля промышленности Севера в экономике области значительно выросла (в 1990 году она составляла около 10%, а в 2000 году — 32%).


Существенно изменилась и структура самой промышленности: сильно сократилась доля перерабатывающих отраслей и соответственно увеличилась доля сырьевых. В структуре промышленного производства Амурского Севера добывающая промышленность занимает 93,5%. Она подчинила своим интересам всю амурскую экономику.


Интенсивное промышленное освоение природных богатств, непродуманная национальная и региональная политика в отношении коренного и старожильческого населения Амурского Севера вошли в глубокое противоречие с фундаментальными ценностями и законными правами аборигенов. Промышленное освоение территорий традиционного расселения народов осуществлялось без учета экологических, экономических и социальных последствий такой деятельности, без учета мнения и законных интересов этих народов и обернулось для них настоящим бедствием.


Добывающая промышленность, обладая такими свойствами, как большая территориальная емкость, высокая токсичность отходов, повышенная аварийность промышленных объектов, за относительно короткий промежуток времени оказала отрицательное воздействие на окружающую среду. В результате нарушился экологический баланс в местах проживания и хозяйственной деятельности КМНС Амурской области: поврежден растительный покров оленепастбищ, стали непригодными для охоты многие территории, загрязнены реки. В результате сократились пастбища и охотничьи угодья, уменьшились охотничьи, рыбные и другие промысловые запасы.


Повсеместно незаконно реализуются проекты промышленного освоения, не прошедшие экологическую экспертизу. В угоду сиюминутным экономическим интересам коммерческих организаций безвозвратно разрушаются природнокультурные комплексы, подрывается экологическое равновесие целого региона, что наносит ущерб благосостоянию области и негативно отразится на будущих поколениях. Фактическое изъятие и сокращение ТТП в Амурской области не регистрируется и не отражается в официальных отчетах органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционные нормы и принятые федеральные законы в отношении КМНС в Амурской области повсеместно нарушаются. Это происходит и при незаконном использовании земель для промышленного освоения, и при нарушении права приоритетного доступа коренных малочисленных народов к ТТП при распределении квот на возобновляемые природные ресурсы.



«Права эвенков: иллюзия или реальность?»

В ходе реализации проекта «Права эвенков: иллюзия или реальность?» при финансовой поддержке института «Открытое общество» в 2001-2002 годах в северных районах Амурской области было проведено социологическое исследование методами анкетирования, опроса и наблюдения. Объектом исследования стало коренное эвенкийское и русское старожильческое население национальных сел. Из всего коренного населения (1288 человек) анкетированием было охвачено 18,1 % людей в возрасте старше 15 лет.


Подавляющее большинство опрошенных уверенно отнесло полномочия по закреплению и использованию аборигенами ТТП на первое место. Другие связанные с ТТП права также получили в ответах респондентов высокую значимость, например, занятие традиционными видами хозяйственной деятельности. Это еще раз подтверждает принципиальную важность ТТП для самих аборигенов и фундаментальность данного права. С другой стороны, это показатель того, что на сегодняшний день правомочия КМНС Амурской области, связанные с ТТП, являются наиболее ущемляемыми.

В этом же блоке вопросов опрошенные отметили неудовлетворительное исполнение экологического законодательства РФ. Промышленное освоение ТТП привело к деградации и сокращению оленьих пастбищ и охотничьих угодий в районах БАМа и Зейского водохранилища.


Основной вывод, который напрашивается в результате анализа ответов, состоит в том, что органы власти и местного самоуправления, а также бизнес-структуры не учитывают фундаментальные интересы коренного и старожильческого населения, связанные с ТТП, при промышленном освоении северных территорий. Со стороны такого института, как бизнес, это легко объяснимо, поскольку в настоящее время в России не сложились цивилизованные рыночные отношения, одним из главных требований которых является экологичность производства. Предприниматели не хотят нести дополнительные затраты, связанные с нивелированием вредных последствий промышленного производства. Но подобное отношение со стороны органов власти и местного самоуправления нашей области, обязанных согласно закону исполнять требования федерального законодательства, совершенно недопустимо и является вопиющим нарушением прав аборигенного и старожильческого населения Севера Приамурья.


В настоящее время органы государственной власти области не требуют от компании «Транснефть», проектирующей строительство нефтяного трубопровода через ТТП эвенков Тындинского района, возмещения ущерба их исконной среде обитания и проведения этно-экологической экспертизы.


Разрушение природной среды обитания, сокращение оленьих пастбищ и охотничьих угодий, массовое браконьерство со стороны сезонных рабочих в числе других причин привели к кризису традиционных отраслей хозяйства, значительному спаду поголовья оленей.


Вот некоторые причины этих нарушений — несовершенство федерального законодательства по защите прав и интересов КМНС, одностороннее и некомпетентное его исполнение и применение в Амурской области, недостаточная активность органов исполнительной и законодательной власти области, слабость прокурорского надзора за соблюдением и исполнением аборигенного и экологического законодательства.

Судя по отношению к аборигенам, областные органы власти и местного самоуправления северных районов до настоящего времени не осознают, что вопрос обеспечения прав коренных народов на ТТП имеет не только локально этническое значение. В конечном счете, решая эту проблему, государство создает предпосылки для рационального использования природных богатств, сохранения и развития бесценного опыта неистощительного природопользования, защиты ранимой северной экосистемы в целом и устойчивого развития северных территорий Амурской области.


Таким образом, взаимодействие современного индустриального общества и относительно замкнутых сообществ аборигенов породило целый комплекс социально-экономических и правовых проблем. В настоящее время они не только не решаются органами государственной власти области, но, будучи пущенными на самотек, приняли системный, зачастую неразрешимый характер.


До революции эвенки без всякой материальной и моральной поддержки со стороны царской России жили и развивались самостоятельно, в согласии и гармонии с окружающим миром. Зависели они только от природы и потому относились к ней бережно. Брали от нее столько, сколько было необходимо, и были «иждивенцами» собственного труда.


С изменениями общественно-политической системы меняются взгляды, подходы и отношение не только к этому народу, но и к самой природе. Рушатся среда обитания эвенков, их морально-нравственные устои, психология, народ теряет чувство своего достоинства и оказывается безвозвратно морально подавленным. В такой ситуации нельзя занимать выжидательную позицию. Необходимо принимать меры по обеспечению права на выживание и сохранение этноса, в противном случае аборигены Крайнего Севера Амурской области обречены на медленное и тихое угасание. Народ, окончательно утративший родной язык, культуру и обычаи, — это уже не народ.


Проблемы КМНС намного шире, чем только социальные вопросы. Здесь затронуты политические, экономические, экологические, правовые и другие аспекты, поэтому решение этих проблем требует комплексного подхода. Кроме того, необходимо принять ряд конкретных мер: усилить прокурорский надзор за исполнением на территории Амурской области федерального и регионального аборигенного и экологического законодательства, разработать компенсационный механизм в случае изъятия территорий традиционного природопользования и т.д.