News

Атомные ледоколы

Опубликовано: 04/11/2003

Программа строительства атомных ледоколов в СССР была направлена на развитие промышленности северных районов. Однако радиоактивные отходы, образующиеся в результате эксплуатации атомных ледоколов, нуждаются в особом внимании и специальных условиях хранения.

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» проработал с 1959 по 1989 г.г. Второе поколение ледоколов – «Арктика», «Сибирь» (выведен из эксплуатации в 1993 г.), «Россия», «Советский Союз» и «Ямал» – являются самыми мощными ледоколами и предназначены для проводки транспортных судов в тяжелых ледовых условиях Арктики (осадка по ватерлинии – 11,0м). Ледоколы этого типа используются на морских трассах от Баренцева до Чукотского моря, выполняют экспериментальные и научно-практические рейсы, туристические круизы («Ямал» и «Советский Союз») к Северному полюсу с иностранными туристами на борту.

Последний ледокол из этой серии – «50 лет Победы» – спущен на воду и с 1994 года достраивается на Балтийском заводе (г. С.-Петербург), но, по всей видимости, по причине недостаточного финансирования со стороны Правительства РФ в ближайшие 3 года не будет принят в эксплуатацию.

Третье поколение – «Таймыр» и «Вайгач» – спроектированы как ледоколы с ограниченной осадкой и предназначены для работы на трассе Северного морского пути, включая устья мелководных северных рек (осадка по ватерлинии – 8,1 м). Эти ледоколы построены в Финляндии, а реакторная установка монтировалась на Балтийском заводе (г. С.-Петербург). Основную часть времени эти суда работают в реке Енисей.

Атомное ледокольно-транспортное судно – лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» предназначен для доставки различных грузов в лихтерах и контейнерах в северные районы (осадка по ватерлинии – 10,7 м), способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м. «Севморпуть» – первое атомное судно, которое полностью отвечает требованиям Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе.

Лихтеровоз может вместить 74 лихтера (лихтер – несамоходное морское судно для перевозки грузов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут войти в порт) или 1336 стандартных 20-футовых контейнеров. Согласно первоначальным планам (во времена Советского Союза) лихтеровоз должен был использоваться и на международных перевозках, в конце 80-х – начале 90-х годов было сделано несколько рейсов по маршруту во Вьетнам. В последние годы лихтеровоз используется только на линии Мурманск – Дудинка – Мурманск. В июне – августе 2001 года после более чем 2-летнего ожидания ядерная установка «Севморпути» была перегружена.

Все гражданские суда с ЯЭУ являются федеральной собственностью и находятся в оперативно-хозяйственном ведении ОАО ММП.

Название судна (год сдачи в эксплуатацию) Место постройки Длина, макс, м Ширина,
макс, м
Водоизмещение,
тонн
Номинальная мощность реакторов, МВт Тип АППУ
Ленин
(1959)
С.-Петербург,
Адмиралтейский завод
134,0 27,6 19,420 3×90
(2×159)*
OK-150
(OK-900)*
«Арктика»
(1975)
С.-Петербург,
Балтийский завод
148,0 30,0 23 000 2×171 OK-900A
«Сибирь»
(1978)
С.-Петербург,
Балтийский завод
148,0 30,0 23 000 2×171 OK-900A
«Россия»
(1985)
С.-Петербург,
Балтийский завод
148,0 30,0 23 000 2×171 OK-900A
«Таймыр»
(1988)
Хельсинки, верфь «Вяртсиля Марин"; ЯЭУ – С.-Петербург, Адмиралтейский завод 151,8 29,2 21 000 1×171 КЛТ-40M
«Севморпуть»
(1988)
Керчь,
завод «Залив»
260,1 32,2 61 000 1×135 КЛТ-40
«Советский Союз»
(1989)
С.-Петербург,
Балтийский завод
148,0 30,0 23 000 2×171 OK-900A
«Вайгач»
(1990)
Хельсинки, верфь «Вяртсиля Марин»; ЯЭУ – С.-Петербург, Балтийский завод 151,8 29,2 21 000 1×171 КЛТ-40M
«Ямал»
(1992)
С.-Петербург,
Балтийский завод
148,0 30,0 23 000 2×171 OK-900A
– первая установка а/л «Ленин» имела в своем составе 3 реактора, после модернизации в 1970 году – 2 реактора.

Таблица 1. Основные характеристики российских судов с ЯЭУ